Что нужно знать о возрастных особенностях детей?

Очень часто можно услышать от родителей, сетующих на поведение, поступки детей: «Что с ним случилось?!  Всё было нормально, никогда не доставлял никаких хлопот. А сейчас как с цепи сорвался. В школе обижаются учителя. Дома грубит».

Но в действительности всё-всё объяснимо. В психологии существует такое понятие, как возрастные особенности детей. Оно означает, что дети одного возраста во многом похожи друг на друга, хотя при этом имеют и индивидуальные различия. И родителям очень важно знать эти особенности.

Чаще всего трудности приходят в общении с ребёнком при переходе его на определённый возрастной уровень и социальный. Один из них – исполнение десяти лет и переход из начальной школы в старшие классы.

Так, каковы же они десятилетние? В это время у детей увеличивается физическая активность. У них возникает потребность бегать, прыгать, взбираться куда-либо, ездить на велосипеде. Они ощущают возросшую мускульную силу. В десять лет человек предпочитает действовать, а не сидеть спокойно. Вот именно это и беспокоит родителей: невозможно усадить за уроки, на занятиях слишком подвижен, не слышит учителя и т.д.

У десятилетних ещё нет чувства понимания основных обязанностей. В один день у них положительный настрой, и они хорошо выполняют домашнее задание, а в другой (при отсутствии настроения) – очень плохо. В этом возрасте они с удовольствием работают коллективно и вместе со старшими. Поэтому желательно, чтобы при выполнении домашних заданий рядом с ним были родители или старшие братья и сёстры, которые бы время от времени оказывали подростку внимание.

Характерная яркая черта детей десятилетнего возраста – это их вспыльчивость. Добрый, дружелюбный подросток вдруг раздражается, впадает в гнев и обидчивость. Он мгновенно, и как будто без причины, вспыхивает и даже может ударить. Правда, они уже могут сделать над собой усилие, чтобы не плакать.

Мальчикам в это время нравятся игры, похожие на занятия взрослых людей. Они и считают себя уже почти взрослыми, хотя знаний и умений у них для этого не достаточно. Поэтому задача родителей — помочь подростку овладеть тем и другим, привлекая к тем или иным «взрослым» делам.

В десять лет подростки ценят внимание старших. Детям нравится, чтобы взрослые были не слишком строгими, но и не слабохарактерными. Они любят весёлых и добрых.

Десятилетние чаще всего правдивы, покладисты. Но вместе с тем они ярые борцы за справедливость, готовы сражаться за неё до конца и любыми средствами.

С десятилетними детьми можно взаимодействовать легко, но при условии, если взрослые найдут правильный тон в обращении с ними и сумеют найти такие общие дела, которые бы сближали взрослых с детьми, оказывали на детей положительное влияние.

Только при таком условии те и другие будут едины в своём стремлении понять друг друга.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

comments powered by HyperComments