Нужно ли детей приучать к труду?

Всего лишь три десятка лет назад ответ на этот вопрос был однозначен: конечно, обязательно,  без этого невозможно воспитание.

Вспоминаю, как в нашей многодетной семье переходила от одного к другому не только одежда, но и работа по дому и хозяйству. И никогда ни у кого не возникало вопроса, почему должен делать что-то для семьи, т.к. само наличие ее предполагало, что каждый член семьи должен вносить свою посильную лепту, создавая условия для существования, жизнидеятельности всех. Родители работали в совхозе, а мы, дети, заменяли их дома, тем самым снимали часть хозяйственной нагрузки с них, когда они, уставшие от нелегкой крестьянской работы, возвращались домой.

И так было в каждой деревенской семье.

Теперь же этот, на первый взгляд как будто бы простой вопрос, вызывает споры не только у специалистов педагогики, но и у самих родителей. Так что же, нужно ли приучать детей к труду?

Используя свой многолетний педагогический опыт, хочу сказать: непременно! Труд – основа их будущей жизни и успешности в ней.

Нужно помнить: желание детей и подростков помогать родителям не появляется внезапно и не является врожденными качеством – его родители должны воспитывать, формировать годами. И делать это нужно, не просто заставляя и ругая, а ненавязчиво мотивируя маленького человека с первых лет жизни участвовать во взрослых делах. Только так, и никак иначе в семье появляется маленький помощник.

Главное – нужно запомнить три «золотых» правила и стараться им следовать.

Первое правило я назвала бы так «Чем раньше, тем лучше.» Уже в 2-3 года дети начинают активно проявлять интерес к тому, что делают мама, папа или бабушка. Они требуют: «Дай я помою посуду. Можно мне помешать салат? Я тоже хочу пылесосить!» Такие фразы произносит каждый ребенок. Но в ответ он чаще всего слышит: «отойди, разобьешь», «испачкаешься», «плохо сделаешь», т.е. отказ. Вполне понятно  – кому же хочется, чтобы у них мешались под ногами: пользы ведь никакой не будет. Когда родители поступают так, они совершают большую ошибку. Ведь таким образом они дают понять своему ребенку, что его помощь не нужна. И маленький человек, получив несколько раз отказ, перестает просить, проявляя желание помочь, и, чаще всего, надолго.

Этого допустить нельзя. Путь у него получается не очень хорошо, пусть после него приходится переделывать – не важно, главное – не говорить «нет».

Другое правило – использование игры в приобщении ребенка к труду. Дети в нее легко включаются.

Например, маленьких детишек можно попросить выстроить кубики на полке «по цвету», машинки не складывать в ящик, а «загонять в гараж» и т.д. Малыш будет стараться выполнить веселое задание, но при этом выполнять еще более важное – убирать.

Так ребенок привыкнет это делать, пусть вначале в игровой форме. Но даже более старших по возрасту детей можно увлечь процессом уборки в необычной форме. Девочке можно предложить превратиться в сказочную Золушку и показать, как та старательно убирает дом, пока злая мачеха с ее сестрами была на балу.

Главное, о чем не нужно забывать, – это хвалить детей за любую проделанную работу. Нужно помнить: для маленького человека любой процесс важнее результата. Хотя это временное явление: через два-три года все изменится.

И, наконец, третье правило, которого необходимо придерживаться родителям. Это то, что лучшее учение – пример папы и мамы.

Если старшие члены семьи относятся к порядку в доме ответственно, выполняют работу в доме регулярно и качественно, малыш со временем будет поступать так же – просто он не сможет жить в грязной комнате или квартире. Конечно, к сожалению, бывают и исключения.

Важно, если отец работает и ему нелегко, у главы семьи в доме должны быть все равно свои обязанности. Пусть он хотя бы делает мелкий ремонт, выносит мусор, следит за порядком в гараже. Главное – ребенок должен, видеть что каждый член семьи принимает участие в общем деле – сохранении чистоты и порядка. И делает это без напоминаний со стороны. В такой семье вырастут дети, у которых выработана будет привычка к труду. А это важно для его успешной адаптации в обществе.

Г.Гузь, ветеран педтруда

Поделиться ссылкой