О роли угроз и запретов

«Без запретов дите не вырастишь,» — гласит народная мудрость. И часто для родителей — это метод воспитания. Только это для  взрослых, а дети чаще всего отказываются выполнять приказы и запреты. Именно приказы и запреты становятся причиной непослушания и капризов детей. Почему?

Ответ прост. Если система воспитания сводится только к запретам, то это может вызвать у ребенка негативные эмоции. Они станут причиной истерик, капризов и непослушания.

Поэтому родителям нужно помнить: запрет должен касаться только того, что действительно требует запрета. Таким образом, чем меньше запретов, тем легче ребенку их запомнить и, конечно, легче выполнить.

Ученые психологи разработали несколько определяющих правил , которым родителям следует придерживаться.

Во-первых, запреты должны быть обоснованы. Ребенку обязательно нужно объяснить, почему именно это делать нельзя.

Во-вторых, если вы уже запретили, то обязательно эти запреты должны выдерживаться. Коль нельзя — значит, нельзя. Это не даст лишнего повода для капризов ребенка. И он быстро поймет.

В-третьих, этот запрет всегда должен быть запретом, т.е. все взрослые члены семьи (отец, мать, дедушка и бабушка) должны использовать как метод воспитания. Если они будут смотреть на это по-разному, ребенок быстро отреагирует и будет использовать данный разнобой в своих целях. В ребенке могут в итоге сформироваться такие отрицательные качества: лживость, хитрость и лицемерие. Он быстро усвоит,  что можно с мамой и что нельзя с папой или бабушкой.

В-четвертых, существует группа самых жестких запретов. Это то, чего нельзя делать ребенку никогда. Это запрет трогать краны газовый плиты, влезать на подоконник, совать что-либо в электророзетку, самостоятельно пытаться что-либо включить. Ребенку нужно объяснить, что это опасно делать на определенный период, но с возрастом его научат пользоваться данными приборами.

Хотелось бы отдельно сказать о том, как вести себя с ребенком, страдающим аллергией на некоторые продукты, конфеты. В этом случае не нужно эти продукты держать на виду. Даже взрослому человеку иногда сложно отказаться от искушения, тем более ребенку.

Психологи уверены: чем меньше запретов, тем лучше, и чем больше разрешено, тем меньше капризов и истерических выходок у детей.

Особенно неправильно использовать угрозы в воспитании детей дошкольного возраста, даже если эти угрозы являются просто словами, а не действием. Например, такого типа, как «Перестань орать, иначе закрою в туалете, выставлю за дверь, отдам дядьке с мешком.» Ребенок боится замкнутого пространства, какого-то дядьки с мешком. Это скажется на его психике, характере: он может вырасти неуверенным в себе, трусливым, но умеющим доставлять неприятности исподтишка.

Очень убедительно звучат в этом отношении слова талантливого педагога С.Л. Соловейчика: «Ребенок всегда ждет родительского понимания, участия и сочувствия, но не злых, а добрых слов. Он ждет любви! Любви истинной, безграничной, безусловной и чистой».

А воздействовать на ребенка с помощью угроз очень опасно. Психологи и педагоги говорят, что дети начинают заикаться после угроз.

Поэтому нужно бережно относиться к ребенку. Сегодня он боится родителей, а завтра испугается жить.

Г.Гузь, ветеран педтруда 

comments powered by HyperComments