НовостиНравственное воспитание

«По страницам учебника «Нравственные основы семейной жизни»

Положение детей в семье.

 

Доктор психологических наук Т.А. Флоренская в своей книге «Мир дома твоего» писала, что иерархия-соподчинение низшего высшему – действует во всякой организованной системе как механической, так и органической. Он лежит в строении человека, семьи, любого учреждения и государства. Иерархична и сама человеческая жизнь, в которой духовное и нравственное должно преобладать над элементарными потребностями. Значит, послушание – норма душевного мира, душевной жизни.

Упорядоченность, гармония строя души человека вырабатывается еще в детстве через послушание ребенка родителям, которые руководят им. Если есть любовь, доверие в семье, воля ребенка не насилуется, не подавляется, напротив, укрепляется. Послушание – это основа детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств, поэтому первая задача родителей в их работе над детским характером есть насаждение в детях послушания и искоренение своеволия.

Особенно важно позаботиться об этом в самом раннем возрасте, при пробуждении у ребенка сознания, когда духовные зерна еще только начинают давать ростки. Воля родителей должна стать основным законом во всех мелочах детской жизни, в том числе и в играх. Народная мудрость очень точно и глубоко отразила суть послушания и непослушания как особой стороны человеческих отношений, прежде всего, проблему послушания и непослушания детей старшим: «Родилась пригожа, да по нраву негожа», «Куда матушка, туда и дитятко», «Кто не спорит с отцом, быть тому молодцом» и другие.

Для того чтобы дети могли полноценно развиваться, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Самый главный опыт, который должны приобрести дети, живя в родительской семье, это опыт любви. В.И. Белов пишет:» Люди, не испытавшие в детстве родительской ласки, семейной любви, с возрастом становятся несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считалось большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из смертельных грехов». Семья является той первоначальной естественной средой, внутри которой у ребенка формируется базовое отношение к людям, явлениям материального мира и жизни в целом.

Благополучие ребенка в семье, создание оптимальных условий для его воспитания, с точки зрения психолога Л.Б. Шнайдер, следует рассматривать как одну из важнейших функций семьи. Учитывая при этом, что:
1. ребенок не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, сам во многом определяет свое поведение, отношение к семье и самому себе;
2. дети вследствие своего ограниченного опыта и возрастных особенностей мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг;
3. на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но, в равной или даже в большей степени, все непреднамеренные особенности их поведения.

Ученые выделяют три основных аспекта отношений родителей с детьми: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-дальность. Наиболее предпочтительным является воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Для такой семьи характерен теплый эмоциональный тон общения, активное доброжелательное участие в жизни ребенка, сочетающееся с разумной требовательностью. Особенно должны быть внимательны родители, в семье которых двое и более детей. Первенец в семье всегда получает безграничную любовь родителей. И опыт появления второго ребенка в семье может быть очень травматичен для него. Психологи называют такое положение первенца как положение «монарха, лишенного трона». Поэтому от родителей зависит, как избежать этой травмирующей ситуации, как правильно построить отношения с обоими детьми.

image

Понимающие родители постараются в старшем ребенке развить качества воспитателя, способного брать на себя ответственность за младшего и исполнять роль лидера. Второму ребенку из трех труднее всего: он одновременно является и старшим, и младшим. Он вынужден соревноваться со старшим и с младшим. Он вынужден соревноваться со старшим за старшинство и с младшим, более беспомощным и зависимым. И тут велика роль родителей в оказании влияния на выбор поведения среднего ребенка.

Особое место в семье занимает младший , так как он для всей семьи-малыш. Семья обычно уделяет ему особое внимание и после того, как он вырос. И бывает неправильным, если ему предъявляется меньше требований, чем остальным детям. Психологи утверждают, что большое значение имеет временной промежуток между рождением детей. Если в семье растут погодки, то особенности старшего и младшего будут выражены слабо. Разница между детьми в 4-6 лет по-своему сложна, так как старшему ребенку в этом случае предъявляется следующие требования: «Ты старше-уступи», «Как тебе не стыдно, ты же большой»,- в то время как этот ребенок еще мал.

При неумелом подходе к воспитанию у старшего может проявляться ревность, зависть к младшему, которому все прощается. При ошибках, допущенных в духовно-нравственном воспитании, старшие и младшие дети в современной семье могут быть не дружны. В этом случае они начинают бороться между собой за пространство, вещи, родительское внимание, наследство. Что же делать в таком случае? Надо научить любить и беречь друг друга, заботиться обо всех членах семьи. Не стоит забывать о том, что семья – это школа любви. Пример истинной любви должны показывать взрослые.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.


comments powered by HyperCommentsПоделиться ссылкой