Семейное чтение

Уважаемые читатели!

Очень часто можно услышать, как взрослые сетуют на то, что у современных детей нет никаких увлечений. А вот ещё лет тридцать назад мальчишки и девчонки занимались спортом, посещая школьные секции, ходили в турпоходы. Их привлекали всевозможные кружки и                                                                                               студии, как в школе, так и в Домах пионеров.

 

телевизор-вреден

«А сейчас, — жалуется бабушка на своего внука, — воткнёт в уши какие-то провода и чумеет от музыки, не слышит ни меня, ни деда. А то, бывало, в выходные весь день на диване перед телевизором лежит. И ест тут же».

Действительно, сидение детей перед телевизором у большинства взрослых вызывает негативную реакцию. Об этом можно услышать на школьных родительских собраниях, об этом много пишут и говорят. Но дети как сидели у телевизора, так и сидят.

К сожалению, наши ученые, да и специалисты в других странах, всерьёз не занимались и не занимаются этой проблемой, хотя результаты наблюдения социологов при опросе взрослых о влиянии просмотра телевизионных передач на детей имеются и публиковались в печати. Но они как-то остались незамеченными обществом, несмотря на то, что эта проблема волнует большую часть родителей и педагогов.

Наблюдения показали, что мультсериалы, в основу которых заложены всевозможные сцены насилия, оказывают отрицательное воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Повышается уровень отрицательной реакции ребёнка на внешние раздражители: на речь родителей и других членов семьи, обращённую к нему, на поступки окружающих людей, не обязательно родных и т.д.

Социологи объясняют такое поведение тем, что ребёнок начинает отождествлять себя с отрицательным героем просмотренного мультфильма. Для него поведение этого персонажа становится опытом решения проблем с помощью агрессии. К тому же, если в семье или в среде сверстников этот опыт одобряется, а, возможно, даже подкрепляется, то возникает порочный круг формирования определённой жизненной позиции.

Конечно, не на всех детей одинаково воздействуют агрессивные телепередачи. От чего же это зависит? Психологи называют следующие определяющие факторы:

— от степени агрессивности мультфильма и длительности его просмотра;

— от характерных особенностей ребёнка: от устойчивости его психики, от восприятия им увиденного;

— от семейного стиля воспитания;

— от того, насколько подвержен ребёнок влиянию со стороны сверстников.

Телеэкран сегодня заполнили фильмы-боевики, фильмы-«ужастики». Их смотрят и взрослые, и дети. На вопрос «Чем привлекают их эти фильмы?» те и другие отвечают практически одинаково: динамизм сюжета, ловкие трюки, различные спецэффекты, эмоциональное напряжение и другое. А потом мы удивляемся, почему ребёнок не может высидеть спокойно и десяти минут, не может сконцентрировать внимание и т.д.

К тому же, нужно помнить, что восприятие происходящего на экране у взрослых и детей разное. Например, взрослые часто относятся критично. Они могут отделить увиденное от реалий жизни. Восприятие же детей зависит от их возраста.

Часто взрослые не понимают, что может быть страшного в сказке «Красная шапочка». А вот Сергей Образцов, создатель знаменитого детского театра кукол, не рекомендовал приводить на спектакль по данной сказке детей младше пяти лет, т.к. сцены, где Волк съедает бабушку, а затем и Красную Шапочку, могут травмировать психику малышей.

А большинство детей старше шести лет болезненно воспринимают эпизоды телепередач, где жестоко обращаются с маленьким ребёнком. Они также пугаются ужасных чудовищ.

Негативные эмоции у детей могут быть сильны при просмотре новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме, жестокости. Им начинают сниться страшные сны, появляются навязчивые мысли, постоянная тревога. А от этого не застрахованы даже взрослые.

Есть у родителей претензии и к таким передачам на телевидении, как навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-шоу и т.д.

Что же делать?

Во-первых, с раннего детства воспитывать у ребёнка культуру просмотра телепередач.

Во-вторых, смотреть вместе с ребёнком самые разные передачи, неназойливо при этом анализируя их.

В-третьих, интересоваться мнением детей, уважая его вкус.

В-четвёртых, помогать ребёнку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие внимания, направленные на развитие внутреннего мира, формирующие его представление об обществе, о природе, о Родине.

Никто, кроме родителей, не сможет помочь детям правильно выстроить отношения с телевидением.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

comments powered by HyperComments