Влияние родителей на развитие ребёнка в первый год жизни.

    Значение взрослого в первые месяцы жизни младенца трудно переоценить.

    Последствия лишения младенца непосредственного общения с любящим его человеком хорошо изучены современной наукой. В психологии существует специальный термин, который обозначает данное явление, — «феномен госпитализма». Это понятие вошло в науку после Второй мировой войны, когда учёные описали поведение детей, воспитывавшихся в домах малютки.

    Оказалось, что простого поддержания физиологического состояния младенцев на хорошем уровне недостаточно для их полноценного развития. Несмотря на то, что детей вовремя кормили, пеленали, выполнялись все необходимые гигиенические правила ухода, процент заболеваемости младенцев был высоким. При отсутствии общения малышей с любящим взрослым у физически здоровых детей наблюдались необоснованные физиологические отклонения: судороги, учащённое сердцебиение, рвота. В дальнейшем нарушалось речевое развитие, дети становились апатичными, безвольными, безынициативными, у них пропадала характерная для младенцев реакция оживления при приближении взрослого человека. Участились случаи смертельных исходов при различных заболеваниях у таких младенцев.

    При изучении госпитализма учёными был сделан важный вывод: общение младенцев с любящим взрослым, прежде всего с матерью, жизненно необходимо для их полноценного развития. Лишение ребёнка материнской любви в прямом смысле опасно для его жизни.

    Кроме того, было установлено, что в первый год после рождения в процессе общения со взрослыми у малышей формируется чувство «базового доверия к миру». От того, будут ли с любовью общаться ближайшие взрослые с младенцем или нет, зависит не только его физическое состояние,  но и формирование доверия или недоверия к миру, представление о том, насколько добр или агрессивен окружающий его мир.

   Отечественный психолог Л.Ф. Обухова так писала об этом: «На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что всё кончится хорошо вопреки обстоятельствам».

    Способы оказания помощи ребёнку со стороны взрослых, прежде всего, матери, в его восприятии окружающего мира и определения своего места в нём закреплены в традициях русского фольклора. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки.

   Телесные игры и забавы взрослых с младенцами именуются в народной педагогике традициями пестования. Они способствуют формированию у ребёнка навыков общения, обретению опыта ориентации в пространстве,  достижению чувства эмоционального благополучия.

    В младенчестве испортить ребёнка заботой, любовью, вниманием взрослого невозможно. В так называемых телесных играх, где пальчики, ладошки, ушки младенца становятся персонажами сюжетной игры, взрослый помогает ребёнку осваивать пространство своего тела.

    К пестушкам относятся такие игры, как «Идёт коза рогатая…» или «Мы ехали-ехали по кочкам да в ямку – бух!» В них взрослые пестуют растущее тело ребёнка.

     В колыбельных песнях содержится образ мира, в котором предстоит малышу жить. Уже в младенчестве даётся понятие края как опасной границы двух миров. Таким образом, зачастую русский материнский фольклор обозначает желаемые для ребёнка области доверия миру и область недоверия, опасения и даже запрета.

    Кроме того, колыбельные песни позволяют матери выразить свою любовь к малышу, проявить свою заботу о нём.

    Мама является гарантом стабильности ситуации для ребёнка. Поэтому показателем психической стабильности самого ребёнка к концу первого года жизни становится его готовность отпускать из поля зрения маму.

Если младенец позволяет матери исчезнуть из виду без чрезмерного чувства тревожности или раздражения, значит, в нём сформировалась внутренняя уверенность в постоянном мамином существовании. Как правило, эта внутренняя уверенность вызревает в детях, окружённых родительской лаской и заботой,  для которых были найдены оптимальные формы выражения.

Младенцы наделены особыми формами поведения, которые дают им возможность удерживать и привлекать внимание матери и других взрослых.  Наиболее существенные формы такого поведения – плач и улыбка.

    Учёными был проведён следующий эксперимент: у матерей, имеющих новорождённых младенцев, на магнитофон записывали сердцебиение, когда они находились в спокойном и ровном состоянии. Выяснилось, что с помощью такой записи легко удалось успокоить плачущего ребёнка.

    Хорошо известно, что дети затихают на руках у матери. Отчасти это также связывают с тем, что «не следует младенца приучать к рукам» и «надо дать ребёнку возможность накричаться, чтобы не избаловать его». При исследовании детского плача и детской улыбки было установлено, что обе эти эмоциональные реакции имеют не только значение сигналов дискомфорта или комфорта, но и выражение потребности в общении со взрослым.

    Поэтому молодым мамам важно помнить, что если в силу разных обстоятельств они не могут кормить ребёнка грудью, в любом случае, кормя из бутылочки, его нужно держать на руках, смотреть на него и разговаривать с ним. Это важные элементы полноценного развития малыша.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.

comments powered by HyperComments