Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни.
Всякий брак основан, прежде всего, на доверии супругов друг другу. Мужчина, доверяя своей избраннице, берёт её в жёны. Женщина, доверяя своему избраннику, выходит за него замуж. Они доверяют свою жизнь друг другу. Вернее, они свободно соединяют свою жизнь с жизнью своей половины.
Из этого взаимного доверия проистекает верность, являющаяся одной из основополагающих добродетелей брака и одновременно одной из главных норм традиционного брака. Молодожёны в Таинстве венчания дают обет верности друг перед другом и перед Богом как Высшим и Вечным Свидетелем. Верность этому обету и является силой, скрепляющей традиционный брак, делающей его прочным и долговечным, нерасторжимым. Именно в церковном браке супруги избавлены от постоянного действия «червя подозрения и ревности» в силу доверительных отношений друг с другом.
Человек сохраняет то, чему верен, и теряет то, чему изменяет. Самый простой пример сказанному – верность и измена Родине. В первом случае человек хранит Родину, идя порою на личные жертвы. Хранит и себя для Родины. Во втором случае, изменяя Родине, человек теряет её для себя и становится потерянным для Родины.
В семейной жизни верность также является критерием сохранения полноты и искренности отношений. Тот, кто дорожит любовью, не откликнется ни на какие соблазны, потому что для него нет ничего дороже, чем любимый человек. Тот, кто изменяет своей второй половине, теряет любовь, потому что любовь не переносит фальши и лжи.
К.С. Льюис указывал, что для христианина нет какой-то особой сексуальной этики. Есть просто этика, единая и неделимая. В соответствии с этой этикой «супружеская неверность дурна потому же, почему дурно всякое вероломство по отношению к доверившемуся».
Поэтому можно сказать, что верность – в семейной ли жизни, в жизни ли Отечества, в исполнении ли профессионального долга или в вере – универсальный принцип сохранения той ценности, которой человек обладает или к которой стремится.
Русский философ И.А. Ильин писал: «Что могут люди без верности? Что удаётся без верности? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол, он ослабляет все связи, он жаждет освобождённого человека. Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Всеобщее освобождение от оков, всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели».
Кажется, как просто ведёт себя верность! Однако она – редкий гость на земле. Почему?
Потому что верность идёт изнутри и предполагает цельность души, но современный человек склонен к распылению, рефлексии, резонерству, ко всё отрицающему критиканству. Если человек целен, он обладает одним – единственным духовным центром, который и определяет его жизнь, тогда он склонен к верности.
Если же он распылён, в нём имеются несколько состязающихся друг с другом и потому бессильных центров, между которыми он колеблется, и которые постоянно обессиливают и предают друг друга. А верность – это душевное единство.
Чтобы быть верным, надо что-то любить, то есть надо вообще уметь любить, а именно безраздельной полной любовью. Эта любовь и определяет человека. Она привязывает его к любимой ценности, и верность, таким образом, есть приверженность ценности.
Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, всё предающий. Кто действительно любит, тот не может иначе, в нём властвует внутренний закон, святая необходимость.
Верный человек обладает глубиной характера. Тому, кто неглубок и пуст, верность не удастся. У верного человека ясное, честное сердце. Он обладает сильной, твёрдой волей.
Как может соблюсти верность слабовольный человек? Верный человек есть та духовная сила бытия, та непроизнесённая присяга и клятва, та точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. Возникая из внутренней силы, верность сама является источником силы. Она подкрепляется характером, достоинством и честью.
Сила, которая заключена в вере и верности, глубоко отражена в известном стихотворении военных лет «Жди меня» Константина Симонова:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Вера и доверие играют огромную роль в человеческом обществе. Но особенно ценны доверительные отношения в семейной жизни. Если нет доверия к ближним, нет и любви, нет счастья, нет и твёрдой надежды на семейное будущее. «Любовь мирна и несёт мир. Любящий человек не раздражается помыслами ревности, не сторожит любимого, всюду видя возможных соперников и заранее обращая на них свой гнев. Истинная любовь верна и верит. Любовь не сковывает любимого, не запрещает ему общаться с кем-либо, потому что истинная любовь свободна… и верит в искренность любимого», – писал в своей книге «Современный мир Православия» профессор-теолог В. Духанин. А русский философ Сергей Аверинцев сказал: «Самая плотская ласка, чтобы не стать несносной мерзостью, должна знаменовать и символизировать самое духовное, что может быть: безоговорочное взаимное прощение и безоговорочное взаимное доверие».
А М.М. Пришвин отмечал, что «радость и счастье – это дети любви, но сама любовь, как сила, – это терпение и жалость».
Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.Поделиться ссылкой