«По страницам учебника «Нравственные основы семейной жизни»
Половое воспитание в семье.
Что же это за воспитание? Наиболее лаконичное и точное определение этого понятия дал В.Е. Колосов: «…половое воспитание – это процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола».
Половая принадлежность имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека, т.к. она определяет во многом не только особенности реагирования на те или иные события жизни, но и саму стратегию построения жизни. Не случайно первый вопрос, который задают человеку, узнав о прибавлении семейства: «Кто родился – мальчик или девочка?»
Очень точно описывает разные обязанности, которые накладывает пол на человека, протоиерей Андрей Ткачев. Он пишет: «Пол обязывает, определяет социальные роли. «Быть женщиной» и «быть мужчиной» – это два разных способа жизни, полученные без нашего согласия… Для «вступления в должность» мужчины и женщины должны готовиться с детства».
Для девочки важной сферой деятельности является домашний труд. Ей необходимы умения всего того, что делает хозяйка, а также приобретение скромности и стыдливости. Для мальчика – ответственность, физическая закалка, навыки кормильца и защитника. Для тех и других – дисциплина, неприхотливость в быту, послушание старшим.
Когда мужские и женские роли в семье четко не определены, происходит смешение ролей. В таком случае женщина отчасти выполняет мужскую работу, а мужчина – женскую. Это не страшно, если подобное не стало системой, образом жизни членов семьи.
Чтобы дети росли гармонично, им нужно развивать в себе природу, свойственную их полу. В связи с этим мальчикам и девочкам нужно видеть в своих родителях пример для подражания, не размытый, а четкий образ мужчины и женщины. Именно через образ матери, который она демонстрирует в семейном взаимодействии, дети знакомятся с особенностями женской роли. Когда она выполняет домашние обязанности, доброжелательно общаясь с мужем, нежно заботясь о детях, нянчась с ребенком, она формирует в детях положительный образ женщины, матери.
Когда дети имеют возможность видеть то, как отец выполняет роль главы семьи, защитника и кормильца, у них формируется благоприятный мужской образ. В результате, если в семье существует четкое разграничение мужского и женского начал, мальчики вырастают мужественными, а девочки – женственными.
Таким образом, в основе полового воспитания должен быть заложен пример родителей.
Как же воспитывать мальчиков? Осознание себя мальчиком или девочкой приходит к ребенку очень рано – уже на втором году жизни. Пол – это первая после имени категория, которую осваивает ребенок.
Родители не должны забывать о том, что из мальчика со временем должен вырасти глава семьи, хозяин и защитник Отечества и созданной им семьи. Следовательно, нужно воспитывать его так, чтобы сын, став взрослым, смог успешно выполнять требования со стороны семьи и общества.
Воспитание мальчиков в любой стране является основанием будущего процветания нации. От того, кто воспитывает и кого воспитывает, зависит будущее страны, будущее нации.
Мужественность – это фундамент характера мальчика. Для того, чтобы мальчик вырос мужественным, он должен иметь в семье образец для подражания в лице своего отца. К сожалению, большинство современных российских мальчиков не имеют оптимальных условий для возмужания. Многие из них живут в неполных семьях и воспитываются мамами и бабушками. Они либо вообще не знают своего отца, либо знают, но общение с ним весьма ограничено.
При воспитании мальчика следует сосредоточить внимание на формировании таких черт характера, как ответственность, решительность, сила духа, дисциплинированность, собранность, умение преодолевать трудности, способность к самопожертвованию и др.
Положительную роль в воспитании мальчика оказывают дополнительные формы обучения, в которых есть элемент воинского воспитания: спортивные кружки, секции, летние трудовые лагеря, клубы, где с малых лет ребенку прививают дух братства, послушание, трудолюбие. Это особенно важно при достижении им переходного возраста. Ведь именно атмосфера братства является альтернативой дворовым компаниям, куда часто прибиваются подростки и где нередко культивируются цинизм, своеволие и жестокость.
Что же делать, если в семье нет отца? Взять на себя его роль могут близкие родственники: дядя, дедушка. Часто это бывает тренер.
Но при воспитании сына также следует обратить внимание на его знакомство с теми примерами, которыми изобилует история нашей страны и которые могут стать достойными образцами для подражания. Речь идет о реальных людях, которые достигли высот духа и стали героями-воинами, достигли святости. Такие люди жили не только в давние времена, они есть и в наши дни.
У мальчика и юноши очень важно сформировать патриотизм, любовь к Родине, которые являются фундаментом его жизненной стойкости.
Большую ошибку допускают те родители, которые сосредотачивают свои усилия в воспитании мальчика только на душевных аспектах: интеллектуальном, художественном, музыкальном развитии. Излишняя направленность на это рождает мечтательность, ранимость, демонстративность и способствует формированию женственности в характере сына. Уход от своего истинного предназначения порождает в душах детей различные дезадаптивные проявления. Именно поэтому так много сегодня невротических расстройств, психопатологии у подростков.
Вырастить из мальчика мужчину – сложная и ответственная задача. Но в том случае, когда эта задача успешно выполнена, радость, которую испытывают родители, и благополучие, которого достигает достойный сын, с лихвой окупают все затраченные усилия.
(Продолжение следует).
Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.Поделиться ссылкой