Семья как коллектив
Одна из главных ролей человека, по мнению ученых, социальная. Не зря в древнегреческой философии говорилось о человеке как социальном «животном». Почему? Ответ на этот вопрос дают две науки: философия и социология. Обе они говорят о том, что главным признаком устройства жизни людей является социум, т.е. коллектив. Он может насчитывать как единицы людей в своем составе (например, учебный класс, производственная бригада), так и миллионы, сотни миллионов (государство, нация)
Есть еще один коллектив, членом которого является каждый из нас, причем постоянно. Этот коллектив – семья. Семья напоминает государство, ведь она решает все те же государственные вопросы, только в миниатюре.: финансовые, жилищные, внутренние – родственных отношений и внешние – отношений дружеских. И в каждом наблюдается перечисление сложнейших социальных, биологических, психологических – факторов.
Неповторимы, индивидуальны семьи по составу, по жизненному опыту, по традициям, по характеру взаимоотношений между родным и внешним миром.
В одних семьях размеренная, устойчиво- доброжелательная атмосфера. Попадешь в нее чем –то расстроенный, обеспокоенный, но вскоре начинаешь испытывать влияние на себе членов этой семьи: успокаиваешься, становишься уверен в себе.
А есть другие семьи, взрывные что ли. В них все воспринимается с повышенной эмоциональностью: радость льется через край, беда повергает в беспросветное уныние, помогать кому-либо, то без оглядки, а уж если ругать, то без остановки.
Бывают и холодно – замкнутые семьи. Они как будто ограждены невидимой стеной от посторонних.
Но самые разные семьи одинаковы в одном: взаимоотношения, климат их очень важны тем огромным жизненным влиянием, которое семья оказывает на формирование личности.
Можно ли представить злобного, недоброжелательного человека, выросшего в доброй, справедливой семье? Можно.
Можно ли встретить лентяя, лжеца, выросшего в честной, трудолюбивой семье? Можно
Можно встретить и такое, когда в неблагополучной семье вырастают прекрасные люди.
Просто все это говорит о том, что нет правил без исключений. А правило говорит, что для каждой семьи характерно особенное коллективное сознание – определенные критерии в оценке жизненных явлений, поставленные цели и способы их достижения, взгляды на окружающий мир и т.п.
Но это не значит, что единая направленность семьи предполагает одинаковость всех ее представителей, будто сын – копия отца, а отец повторяет полностью деда, а братья отличаются только возрастом. Единая направленность не исключает ни разницы характеров, ни различий во вкусах, привычках. (Вспомните, как часто можно услышать: «И в кого только он (она) уродился»). Единая направленность только определяет главную линию семьи, по которой та идет.
Легко жить в дружной, спаянной семье, где все друг друга понимают, стараются помочь в меру своих сил, заинтересованно и сердечно встречают успехи, подставляют плечо в беде.
Трудно жить в разобщенной, противоречивой семье. Но если захотеть понять причины разобщенности, тогда нужно запастись доброжелательностью, постараться пойти навстречу друг другу. От усилий каждого, направленных на благо для всех, потеплеет семейный климат, разрядится атмосфера недоброжелательности, появится тяга к постоянному общению. Объединяющим началом в такой семье может стать интересное для всех дело, совместная помощь, в которой кто-то нуждается, даже книга, прочитанная вместе, – рецепт для каждой семьи свой.
Семья – коллектив чувствительный. На него влияет состав семьи. Жить в большой семье, где есть бабушка и дедушка, совсем не то, что в семье, где их нет; там, где один ребенок, живется по – другому, нежели в семье, где много детей или несколько. В каждой из них по-разному складываются связи между людьми, по- разному распределяются роли, разные заботы и обязанности.
Одной также важной проблемой является связь детей с семьей. В развитии личности эта связь меняется в зависимости от возраста. В детстве влияние семьи на ребенка чрезвычайно велико. Но оно ослабевает в юношеские годы – годы активного общения со сверстниками.
Резко усиливается эта связь, когда, став взрослыми, сын или дочь создают свою семью. Таким образом, получается, что нет такого периода в жизни человека, когда бы семья не оказывала влияния на формирование личности.
Самое главное, чему учится человек, живя в семье, – умению жить друг с другом, дарить радость понимания друг друга, заряжаться интересами друг друга, работать изо дня в день друг для друга, не жалуясь, не делая одолжения.
Живя в семье, подросток осваивает сложное искусство самостоятельных отношений с окружающими.
В настоящей семье живут любовь детей к родителям, уважение родителей к детям, труд как первооснова жизни семьи, порядок, при котором никто не указывает и никто не подгоняет.
Люди в такой семье добрые, веселые, дружные, отзывчивые.
Гузь Г.М., ветеран педтруда.
Поделиться ссылкой