«Сквозная идентификация и информационная безопасность общества»
Представители родительских, патриотических организаций, в том числе Информационно-правозащитного центра «Иван-чай», Ассоциации родительских комитетов и сообществ, Общественного Уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, патриотического движения «Сорок Сороков», партии «Великое Отечество», Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо», Автономной некоммерческой организации «Православная семья», нескольких епархий Русской Православной Церкви провели круглый стол в Общественной палате Российской Федерации на тему «Сквозная идентификация и информационная безопасность общества» (далее – круглый стол, мероприятие).
Мероприятие инициировано в качестве реакции на планы Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по внедрению в законодательство и правоприменение сквозного идентификатора личности.
Участники круглого стола заслушали доклады экспертов общественных организаций, представителей научного сообщества, практикующих юристов, клириков Русской Православной Церкви, обсудили правовую базу, направленную на внедрение сквозной идентификации личности и приняли следующую резолюцию с рекомендациями органам власти Российской Федерации.
К 2020 г. программой «Цифровая экономика» запланировано «создание системы центров обработки данных, обеспечивающей обработку всех данных, формируемых российскими гражданами и организациями на территории РФ». Вышеупомянутые информационные системы по законодательству являются интегрируемыми. Такое регулирование означает, что введение сквозного идентификатора личности создаст возможность практически одномоментного сбора полного досье информации на человека и его семью, вплоть до биометрических данных и иной самой личной информации.
Участники круглого стола обратили внимание на то, что внедряемая программа прямо противоречит Поручению Президента Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года, в котором сказано:
«В целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в Российской Федерации и защищённости персональных данных граждан Российской Федерации обеспечьте внесение изменений в федеральные законы, предусмотрев следующие принципы обработки данных в государственных информационных системах:
– минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач;
– декларирование и согласование порядка обработки персональных данных с целями их обработки;
– хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах по месту возникновения таких данных…
Срок – до 1 декабря 2017 года». http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54396
Однако программой «Цифровая экономика» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р) запланировано достижение прямо противоположных целей, и даже «создание общей цифровой среды доверия на пространстве ЕАЭС, а также общей политики по созданию такой среды доверия с другими государствами и интеграционными объединениями». Из чего можно заключить, что планируется опасное выстраивание номерной идентификации субъектов с обработкой всех их персональных данных в мировом масштабе.
Докладчики представили материалы правоприменительной практики, которые уже в настоящее время свидетельствуют о массовых нарушениях прав граждан в связи с внедрением системы электронных государственных услуг, в частности, о принуждении к использованию электронной формы госуслуг, к широкомасштабному сбору и обработке персональных данных, к получению и использованию страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора личности в самых различных сферах, которые не соприкасаются с реализацией пенсионных прав граждан, ради которой по закону было декларировано внедрение СНИЛС. Все более широко распространяются различные ограничения и шантаж в отношении граждан, не разрешающих обработку персональных данных в сфере госуслуг, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания.
Формирование системы сбора и обработки персональных данных граждан с использованием сквозного идентификатора личности признано участниками круглого стола нарушением многочисленных статей Конституции Российской Федерации о правах граждан, фактически отменой положения о неприкосновенности частной жизни (статья 23), о достоинстве личности (статья 21), о свободе вероисповедания (статья 28).
Экспертами отмечено, что формируемая система подрывает запрет, предусмотренный частью 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» («Принципы обработки персональных данных»): «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Это правило обеспечивает защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной жизни человека. В случае внедрения сквозного идентификатора к интегрируемым базам со всеми данными о личности обозначенный механизм будет полностью уничтожен.
Построение обсуждаемой системы в силу доступности детальной информации обо всех гражданах страны внешним недоброжелателям при любом взломе системы (что высоко вероятно) единодушно признано участниками мероприятия серьезной угрозой национальной безопасности и суверенитету страны.
Клирики Русской Православной Церкви указали на существующую позицию Архиерейского собора, который признал недопустимым принуждение граждан к использованию электронных идентификаторов личности, обратили внимание на опасность нарушения духовных прав и свобод личности и уже существующую дискриминацию по религиозным убеждениям, о чем неоднократно высказывался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кроме того, Патриарх обращался по данному вопросу к Президенту Российской Федерации В.В. Путину. В ответ на обращение было издано письмо Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 22.01.2014 года №А6-403, в котором указано: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы…» (http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
Тем не менее православные граждане, отказывающиеся от электронной формы обработки персональных данных, не принимающие номерные знаки для идентификации личности (ИНН, СНИЛС), на практике все чаще сталкиваются с отказами в реализации конституционных прав.
Участники мероприятия обратили внимание на западный опыт, который доказывает неприемлемость внедряемого в России проекта. В частности, такие страны как Германия, Англия, Франция отказались от введения сквозных номерных идентификаторов личности. В Англии система Национального регистра граждан с их персональными данными и номерными картами стоимостью 5,4 млрд фунтов стерлингов была создана в 2006 году, однако в 2010 году полностью уничтожена, поскольку было признано, что данная система нарушает основополагающие права и свободы граждан и имеет неуправляемые нарушения конфиденциальности.
Вместе с аналитическими выводами в материалах круглого стола представлены предложения по изменению законодательства, а также направления для разработки таких предложений.
Участниками круглого стола рекомендовано:
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1. Разработать и внести в законодательство норму о запрете идентификации граждан путем присвоения гражданам единого номера (сквозного идентификатора). При этом следует рассмотреть вопрос о внесении запрещающей нормы в Конституцию Российской Федерации (на примере Конституции Португалии, согласно пункту 5 статьи 35 которой: «Запрещается присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер»), поскольку внедрение номерной идентификации приведет к нарушению многочисленных конституционных прав граждан.
2. Разработать и внести в законодательство нормы:
о допустимости использования исключительно локальных информационно-справочных массивов персональных данных на нижнем уровне сбора этих данных (в налоговых органах, поликлиниках, учебных заведениях и др.), исключающих передачу персональных данных третьим лицам без добровольного письменного согласия граждан;
запрещающие интеграцию информационных баз, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
3. Разработать и внести в законодательство нормы об ответственности должностных лиц, принуждающих граждан к электронной обработке персональных данных, в том числе с применением угроз в отказе от предоставления государственных или муниципальных услуг.
4. Разработать законопроекты, реально гарантирующие получение государственных и муниципальных услуг гражданами, отказавшимися от обработки персональных данных.
5. Разработать и внести в законодательство нормы об ответственности должностных лиц, отказавших в оказании государственных или муниципальных услуг по причине отказа гражданина от обработки персональных данных.
6. Разработать законопроект об отмене Федерального закона Российской Федерации № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 декабря 2017 года.
7. Разработать законопроект об ответственности банков за незаконное ограничение оборота наличных денежных средств, в том числе, за уклонение от приема платежей от физических лиц в наличной форме.
8. Исключить из Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» нормы, которые предусматривают внесение в реестр прав на недвижимость сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, и дополнить нормой о ликвидации из указанного реестра ранее внесенных сведений об указанных номерах.
ЦЕНТРАЛЬНОМУ БАНКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
9. Издать нормативный акт для банков о недопустимости служащих банков и самих банков незаконно ограничивать оборот наличных денежных средств.
10. Выступить с инициативой закрепления законодательных гарантий сохранения возможности расчетов в наличных денежных средствах и о введении ответственности, вплоть до уголовной, за навязывание банковских услуг и незаконное принуждение к безналичным расчетам.
ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
11. Привести нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие широкомасштабный сбор персональных данных, в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
12. Прекратить бюджетное финансирование и реализацию антиконституционной Программы «Цифровая экономика», утвержденной 28 июля 2017 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р, направленной на полномасштабный электронный сбор и обработку всех персональных данных граждан Российской Федерации, внедрение биометрической, сквозной идентификации личности.
13. Разработать проект нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации об исключении нормы о создании единого регистра граждан, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации № 977 от 28.11.11 г.
14. Пересмотреть положения Приказа Минздрава Российской Федерации от 10 августа 2017 года №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» в целях исключения правила о передаче информации о результатах медосмотров на единый интернет-портал Минздрава Российской Федерации, а также в целях восстановления возможности для обучающихся всех возрастов проходить краткие медицинские ежегодные осмотры педиатра (ранее называвшиеся «периодическими») для получении справки о состоянии здоровья и обеспечения права на образование.
15. Отменить ведомственные инструкции Минобрнауки, которые предусматривают, вопреки Федеральному закону Российской Федерации “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” от 27.07.2010 года N 210-ФЗ принудительный перевод образовательных учреждений на электронные дневники. Обязать Минобрнауки гарантировать родителям соблюдение их права на оценку успеваемости учащихся в традиционной форме с использованием бумажных дневников.
16. Обязать Минобрнауки прекратить внедрение цифровых технологий в образовательный процесс без учета мнения родителей.
17. Обязать Минобрнауки принять правовые акты с целью обеспечения допуска к образованию, в том числе к поступлению в высшие учебные заведения, граждан, отказавшихся предоставить согласие на обработку персональных данных, в частности, при прохождении государственной итоговой аттестации.
18. Обязать министерства и ведомства внести изменения в нормативно-правовые акты с целью гарантировать право граждан беспрепятственно получать государственные и муниципальные услуги в случае отказа от предоставления согласия на обработку персональных данных, в том числе в случае отсутствия и (или) отказа от предоставления СНИЛС и ИНН, обеспечить указанное право необходимыми юридическими актами, техническими возможностями и разъяснением прав граждан, в частности, внести соответствующие изменения в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.11 №158н в редакции от 11.01.2017 года, содержащие дискриминационное обязательное требование о предъявлении гражданином СНИЛС для страхования в системе обязательного медицинского страхования.
КОНТРОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19. Обратиться в Правительство Российской Федерации с запросом о статусе исполнения поручения Президента В.В. Путина Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву от 26 апреля 2017 года по изменению законодательства в целях минимизации состава обрабатываемых персональных данных; декларированию и согласованию порядка обработки персональных данных с целями их обработки, внедрению хранения персональных данных в электронном виде по месту возникновения данных и др. со сроком исполнения 1 декабря 2017 года –
http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54396
Источник: сайт Общественного уполнмоченного по защите семьи в СПб и Лен.обл.Поделиться ссылкой