Если вашего ребёнка обижают в школе.
В последние годы школьная травля детей стала большой проблемой не только у нас в стране, но и во всём мире. Специалисты-психологи уже бьют тревогу: школьная травля, подобно вирусу, быстро распространяется.
Так кто же находится в группе риска из детей? Во-первых, очень часто подвергаются травле те ребята, которые переходят из другой школы. И вот почему: новые одноклассники стараются проверить новенького. Такой ребёнок, особенно в подростковом возрасте, оказывается часто в новом школьном коллективе на последней ступеньке иерархии.
Конечно, бывают очень независимые новые ученики, но и новые школьные коллективы тоже неоднозначно встречают новеньких. Всё очень индивидуально.
Во-вторых, будет подвергаться травле ребёнок, если у него есть какие-либо физические недостатки (худоба, полнота, очки или прыщи, или даже очень маленький рост), всё это является причиной, в связи с которой родители должны быть внимательны к ребёнку.
В-третьих, трудно будет детям, которых родители устраивают в престижные школы, классы, и которые не могут справиться со сложной программой. Из-за своих неуспехов они будут терпеть насмешки одноклассников, а, возможно, заодно и недовольство педагогов.
Часто в группу риска попадают и те дети, которые мало занимаются физкультурой, неуклюжие, неповоротливые. А дети бывают искренне жестоки, тем более что сегодня «слабаки не в моде».
Особую группу составляют те, кто получил неправильное воспитание: хвастуны, жадины, выскочки, зануды, считающие себя лучшими, первыми и главными или же, наоборот, – очень страдающие от одиночества, от непонимания в семье, затравленные, словно зверьки.
В группу риска попадают ещё и так называемые «белые» вороны.
А кто же чаще всего устраивает такую травлю? Норвежский психолог Д. Ольвеус описал этих детей. Вот какие характерные черты отметил он у зачинщиков:
– не умеющие сочувствовать своим жертвам;
– желающие «господства» над всеми;
– уверенные и самовлюблённые с мечтой о лидерстве;
– агрессивно-злобные, завистливые, физически сильные;
– любящие демонстрировать свою силу и превосходство;
– чувствующие поддержку с чьей-либо стороны (родителей или педагогов).
Кроме того, в группу зачинщиков могут входить дети, которые нуждаются в самоутверждении, используя «жертву».
Есть и те, у которых дома не всё благополучно – вот они и стараются «отыграться» на других.
Очень плохо и даже страшно, если таких набирается двое-трое – такая группа может затравить свою жертву.
Что же делать, чтобы ребёнок не стал жертвой школьной травли? Психологи советуют родителям учить ребёнка с самого раннего детства следующему:
– не хвастаться;
– не задираться;
– не ябедничать;
– не подлизываться.
Если у ребёнка есть физические недостатки, нужно родителям проводить профилактическую работу: пусть ребёнок заикается, носит очки, но зато он успешен в чём-то: спорте, учёбе и т.д.
Нужно с ребёнком играть в такие игры, где он будет и победителем, и побеждённым. Нужно учить его быть и первым, и вторым без озлобления и ущемления самолюбия.
Нужно обращать внимание на то, что богатство и личные качества не всегда могут быть связаны, и физические недостатки – это не повод для насмешек и издевательств.
Но особенно важно научить детей строить отношения, дружить, делиться, заботиться друг о друге. Большую роль в этом отношении сыграют приглашения одноклассников своего ребёнка домой, устраивание праздников, походы с ними – всё это поможет ребёнку не стать жертвой травли.
Не нужно отмахиваться от проблемы: забудь, дай ему сдачи, не будь слабаком и т.д. Это только оттолкнёт ребёнка от родителей. Он больше никогда не будет доверять им, станет скрытным.
Нужно обсуждать проблему дома спокойно, в деловом тоне, без истерики.
Главное – не замалчивать проблему: нужно говорить об этом на родительском собрании, разговаривать с педагогами, искать пути объединения усилий родителей, учителей, детей.
Дома нужно говорить с ребёнком о своих школьных годах, о том, какие схожие ситуации случались у родителей в их детстве, как находили выход.
Нужно, кроме того, учить ребёнка не обижаться по пустякам, не злиться и не причинять боль другим. И делать это нужно с рождения, с детского сада, а не тогда, когда возникла проблема.
Родителям важно также выяснить, в чём причина травли: особенности поведения, внешность, успеваемость, отсутствие каких-либо значимых для детей предметов и т.д. А затем работать над этой причиной.
Важно взрослым помнить: униженность ребёнка в детстве – это комплекс во взрослой жизни, мешающий быть успешным.
Г. Гузь, ветеран педтруда.
Поделиться ссылкой