Здесь творят не только молитвы, но и добрые дела

   Хорошо, если есть Храм, а при нем – приход. Тогда, слава Богу, жизнь в городе не зря идет! Рассказ о приходской жизни в Храме Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

(город Богданович).

Исторический экскурс

   Если смотреть целостно на присутствие православия в городе Богдановиче, то можно сделать вывод: оно гораздо старше, чем город. Раньше почти в каждом поселении создавались храмы, они во многом влияли на градообразование.

    Железнодорожная станция изначально называлась Оверино. Рядом, в селе Глухово, был деревянный храм за рекой, там, где находится сельский магазин. Пожилая прихожанка рассказывает: в документах ее прадеда место рождения записано как деревня Глухи. А когда построили деревянный храм, деревне был присвоен статус села Глухово. Железнодорожная станция Оверино была приписана к Храму святителя Николая, действующему в селе Кашино. В 1885 году она была переименована в станцию Богданович, а железнодорожному поселку статус города был присвоен в 1947 году. freska-1

    В советское время, ближе к 1937 году, храм строили в переулке 9 января, также в селе Глухово. Но не смогли достроить, хотя дошли до колокольни. Потом он был разрушен. Но вернемся к истории храма.

    В мае 1989 году создается православная община в Богдановиче. В деревянной избе по адресу: переулок Школьный, 7, открыли молебный дом. Открывал общину  протоирей Владимир Зязев, первым настоятелем храма  был протоирей Владимир Осенний с 1990 по 1993гг. В 1993 году был заложен фундамент нового здания храма  Владыкой архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком. С тех пор велось долгое строительство. Первые службы в новом каменном здании стали проводиться с 2003 года. Осенью 2016 года здание храма приняло целостный, завершенный архитектурный вид. Воздвигнуты три креста: на алтаре, в центральном куполе и на колокольне. На ноябрь-декабрь запланирована установка иконостаса.

    «Последние штрихи, ставшие важными событиями в завершении строительства, — пишет сайт http://ioann-bogoslov.cerkov.ru/ — состоялись осенью 2016 года. 9 сентября произведена установка купола и шатра на колокольню. 2 октября 2016 года совершилось очередное чудо: были установлены иконы-мозаики на фасад храма. Выражаем сердечную благодарность хутору «Вольный» и прихожанам прихода, которые принимали участия в доставке и установке икон».freska-2

    Несмотря на то, что храм уже красив и благолепен, требуются еще работы по его украшению. Мозаичные иконы для фасада храма: Господь Вседержитель, Иверская икона Божией Матери, сделал сухоложский художник Сергей Игоревич Петров. Этот проект имеет свою долгую историю. Мозаика была задумана давно, приобретены цветные тарелки на тогда еще работавшем фарфоровом заводе. Сергей Игоревич ехал в Богданович  обсудить начало работы над фресками. По дороге увидел объявление: «Требуется преподаватель в Школу искусств». Заехал узнать и сразу устроился на работу, а потом дела закрутили, обстоятельства разные… За это время успел сделать мозаичные фрески в храме села Рудянского Сухоложского района. И только выйдя на пенсию, Сергей Игоревич смог заняться давно задуманным проектом, пришел в храм Иоанна Богослова, сказал: «У вас тут где-то тарелки заготовлены…». Взялся за работу — создал красоту.

     25-летняя история современного прихода – это имена многих священников. Протоиерей Владимир Зязев открывал приход. Протоиерей Владимир Осенний был первым настоятелем храма (1990-1993), после него настоятелем был игумен Моисей (1993-1994). В Храме Иоанна Богослова также служили отец Анатолий Евстигнеев(1994-1996), отец Валерий Ворончихин(1996-1997), отец Павел Самарцев(1997-1998), в 1998г вновь настоятелем назначается игумен Моисей, а на приходе служил отец Олег Болеевский. Протоиерей Игорь Смолин служит в храме с 1999 года. Отец Георгий Чефонов, отец Михаил Глебов, отец Владимир Казанцев являются воспитанниками нашего прихода.

     Если сравнить приход времен трудных 90-х годов и современный, то, конечно, разница есть. Раньше меньше понимали, что такое Вера и Церковь, крестились ради традиции. А сейчас многие горожане осознанно позиционируют себя православными христианами и активно участвуют в общинной жизни. Некоторые являются прихожанами уже в четвертом и пятом поколениях:  их дедушки-бабушки ходили в храм, потом мамы-папы, они сами воспитывались в воскресной школе, а теперь своих детей приводят сюда. Например, у казначея Ольги Александровны Фарленковой дедушка был старостой молебного дома, того, что стоял за рекой, в доме № 33 на улице Энгельса. Её мама тоже была казначеем на приходе св.ап. Иоанна Богослова, сын Георгий и сноха Иулия – сегодня активные прихожане, внук Михаил помогает батюшке в алтаре. «За последние 20 лет, — говорит Ольга Александровна, — приход у нас расширился, стал более дружным, сплоченным, активным». Если когда-то батюшка приглашал людей помочь просто прибраться в храме, и приходил один человек или вообще никто не приходил, то сегодня приходит много людей».

    Социальный портрет прихода представлен разными людьми: есть предприниматели, рабочие, служащие, пенсионеры. Храм Иоанна Богослова объединяет разных людей, становясь родным, образуя чувство семейственности в православной общине. Если человек воспринимает Бога как Отца своего, то и все прихожане становятся ему, словно родственники.

Просвещение во благо, с молитвами

   Основу работы храма составляют воскресные и праздничные богослужения. Божественная литургия проводится каждое воскресное утро с 9 часов, а вечерние службы проходят с 16 часов по субботам. Есть и другие направления работы, не менее важные.

    «На том месте, где мы сейчас располагаемся, — рассказывает настоятель Храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова протоирей Игорь Смолин, — раньше были здания воскресной школы. Одна бабушка поделилась интересными воспоминаниями: при трехклассном образовании воскресной школы дети читали стихи Генриха Гейне. Можно провести параллель… Многие ли выпускники сегодняшних школ знают и читают наизусть стихи классиков?

    Школа № 4 — одна из старейших в Богдановичском районе, первоначально располагалась в зданиях воскресной школы села Глухово. Получается, образование района исторически зарождалось здесь. Наверное, это не простое совпадение: храму было дано имя Иоанна Богослова, который покровительствует образованию.    И сегодня при нашем храме активно работает Духовно-просветительский центр».

    Направлений работы у Духовно-просветительского центра много. Действует Воскресная школа, с тремя ступенями: младшая (дошкольный возраст), школьная и взрослая. В школу принимают всех желающих. Кто хочет просто познакомиться с православием, опираясь на культурологический ракурс, тому здесь тоже рады.  Учителями воскресной школы сегодня являются: Дмитрий Николаевич Сизов, Виктор Николаевич Паринов, Татьяна Александровна Фомина, Наталья Николаевна Скурихина и Юлия Евгеньевна Фарленкова. В школе есть несколько кружков и студий. Занятия в художественной студии ведет С.И. Петров. В храм иногда приносят старые иконы, которые  были повреждены в годы гонений на церковь, борьбы с религией. Например, изрезаны, исцарапаны лики святых. В художественной студии под руководством профессионального художника ведутся реставрационные работы, иконы восстанавливаются. Занятия по душе здесь находят все. Например, Никита Скурихин ведет с ребятишками занятия по прикладному творчеству: учит их держать в руках пилу, гвозди, работая с деревом.

      На занятиях в православной школе ученикам рассказывают, что храм – это всегда целый пласт культуры: архитектура, живопись, музыка. Не зря до сих пор иностранцы восторгаются иконописью Андрея Рублева. Это доказывает, что, в отличие от «попсы», живущей недолго, церковные живопись и песнопения никогда не потеряют смысл.110

     У каждой старинной иконы есть своя интересная история. Вот, например, икона, расположенная в молельном зале,- «Спас неруктворный». На ней надпись: «Пожертвована сия икона в часовню деревни Пульниково от запасных воинов, призвавшихся на службу 1914 года сентября 18 дня». «Эта икона — еще и исторический документ, — говорит  протоиерей Игорь Смолин. — Люди пошли на первую мировую войну и на молебное поминовение пожертвовали икону. Другие люди смогли сохранить её в годы советской власти и снова пожертвовали уже в наш храм. Теперь у этой иконы могут молиться все наши современники».

   Большая просветительская работа с молодежью и подростками, именно в части исторического образования, ведется в военно-патриотическом клубе «ЕрмакЪ». В этом году добавилось еще и участие в поисковом движении, чтобы дети интересовались не только играми-стрелялками, но и, побывав на местах боевых сражений, приняв участие в захоронении останков без вести пропавших солдат, могли реально осознать, что такое война, ощутили собственную ответственность за мир.

    В храме создаются музейные экспозиции, среди экспонатов важное место занимают старинные книги, написанные на церковнославянском языке. Например, Псалтырь, изданный в 1912 году. Время потрепало его внешний вид, при этом увеличив культурологическую ценность. В храме принимают все реликвии с благодарностью, и будут, конечно, хранить и представлять в музейных экспозициях. Свидетельства разных эпох нужно показывать современникам, ведь известно, что утративший историю может потерять себя. Сейчас ведется работа по систематизации исторических данных, связанных с храмом и городом Богдановичем, через призму православного сознания.

    Другое важное направление работы — общество «Трезвая жизнь». На его встречах бывает от 5 до 15 человек, участие  только добровольное. Ведь до тех пор, пока человек не поймет, что он находится в зависимости, он от нее не сможет избавиться. Только личный труд и осознание проблемы могут дать излечение от зависимости. Каждую пятницу в храме совершается чтение акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Молятся и сами страдающие, и их родственники, и близкие. Есть те, кто дал обет трезвости. Участвуя в жизни прихода, они стараются придерживаться здорового образа жизни, радуются трезвым православным праздникам. Совместное чтение акафиста «Неупиваемая чаша» дает духовную подпитку душе. Но если зависимость более сложного характера, такая, как наркомания… Здесь мы способствуем в устройстве страждущего в православный реабилитационный центр, либо в государственное учреждение подобного типа, а после преодоления острого периода зависимости продолжаем работать с людьми.   

Общий вид храма
Общий вид храма

   Еще одно направление работы — Служба милосердия. Заключен социальный договор с Богдановичской центральной больницей о волонтерской помощи людям, в тяжелой жизненной ситуации находящимся в больнице. Эти люди, возможно, одиноки, и к ним никто не приходит, не заботится о них. В лечении, кроме медпомощи, важно и душевное участие. Если есть необходимость, в больницу приглашается священник. Поступило предложение от Сухоложского медицинского колледжа прочитать женщинам-прихожанкам из Службы милосердия базовый курс лекций, чтобы они могли при необходимости ставить инъекции. Волонтеры в Службу милосердия принимаются не только из числа прихожан. Кто хочет помогать ближнему, быть полезным обществу, может это делать в составе Службы милосердия, обращайтесь в храм Иоанна Богослова!

     Существует также партнерское взаимодействие с волонтерским благотворительным движением «Белый цветок». Люди часто приносят в храм вещи и одежду для нуждающихся. Но хранить всё это в храме невозможно, поэтому вещи перевозят на склад «Белого цветка». А если кто-то в нужде приходит в храм, его направляют в «Белый цветок», где благотворительная помощь вещами и одеждой оказывается системно.

    Приход активно участвует в общественной жизни города: взаимодействует с кадетским корпусом, с казаками, с ветеранами локальных войн, с детским домом. Священство и прихожане участвуют в районных и областных военно-патриотических мероприятиях, в заседаниях координационных советов по воспитанию подрастающего поколения, по борьбе с экстремизмом.

О храме говорят прихожане

    Виктор Паринов. Православная церковь в современном мире является опорой для людей и хранительница семейных устоев и традиций. Жители города имеют возможность посещать храм, участвовать в таинствах, это является огромным благом и плюсом для возрождения института семьи, а, значит для усиления государства. Церковь помогает осмысленно подходить к браку, к созданию и сохранению семьи. Замечательно, что деятельность прихода привела нас к созданию духовно-просветительского центра при храме.

    Считаю, что православие в жизни людей играет важную роль, но, к сожалению, сегодня не все это осознают.

Иконная мастерская
Иконная мастерская

    Никита Скурихин. Лет десять я являюсь прихожанином храма. А до этого на севере жил, но с Богдановичем с детства связан. Когда в трехлетнем возрасте гостил здесь у бабушки, меня крестили в глуховском храме, тогда он еще в деревянной избе находился. Отец Осенний меня крестил. Прошло много лет, и я снова приехал в Богданович. И когда наступил переломный момент в жизни, я не знал, чем заняться, куда по жизни идти, кем стать. Пришел в храм. И сразу все устроилось в жизни: женился, появились жилье и работа. В этом же храме, еще в старом здании, я венчался, крестил старшего сына. Мне нет еще 30, а я уже многодетный отец: трое ребятишек воспитываю (7лет, 4 года и 1 год). Православная вера помогла мне наладить мою жизнь.

     Дмитрий Сизов. Рассказывать о благих делах, которые осуществляет наш приход, могу много, газетной страницы не хватит. Главная мысль – мы здесь творим не только молитвы, но и добрые дела. И это, считаю, играет важную роль в жизни не только прихожан, но и в жизни всех богдановичцев. Например, в духовно-просветительском центре мы устраиваем экспозиции, где показываем реликвии, связанные с тем или иным периодом истории нашей страны. Считаю, что посещение такой выставки, если она находится на территории храма, оказывает еще большее положительное влияние на посетителей. Это здорово, что наш храм – это не только место проведения религиозных обрядов. Посетитель может оценить красоту храма, интересную архитектуру… Кто-то, может, думает, что в приходе – только люди глубоко верующие, живущие одними молитвами. Понимаю, что большинство взрослых современников выросли в Советском Союзе, на изломе истории, под воздействием пропаганды разных идеологий, многие духовно искалечены. Идеологические стереотипы долго живут в сознании.   Я еще в пятилетнем возрасте увидел книжку, в ней картинка — священник кадилом пионеров гоняет. И меня этот стереотип до 30 с лишним лет преследовал. При виде храма или человека в рясе отторжение было… Нас часто грызут сомнения, кого-то гнетет безверие, малодушие, а от этого хорошо спасаться всем вместе! Мы здесь трудимся, помогаем друг другу, в свободное от основной работы время стараемся чаще быть вместе и в будни, и в праздники. У нас тут интересная жизнь, нацеленная на созидание! Храм — это хорошо, здесь тебя всегда любят и ждут. Жизнь православная — она прекрасная!

   Приход св. ап. и ев. Иоанна Богослова

   Мы открыты для общения, доступны в медиа-пространстве, всегда готовы к диалогу. Читайте новости на нашем сайте, смотрите расписание служб, задавайте вопросы по телефону и электронной почте.

    Сайт http://ioann-bogoslov.cerkov.ru/

    Электронная почта prihod.ioannbogoslov@yandex.ru

Телефоны (34376) 25673, +7 (905) 800-07-60

Наш адрес: Россия, Свердловская область,

город Богданович, переулок Школьный, 7

comments powered by HyperComments