Знают ли цену деньгам ваши дети?
Дети – наша радость. Кажется, ничего ради них не пожалеешь. И, действительно, не нужно жалеть нашего внимания, жара души, любви и заботы. А вот материальные траты – тут стоило бы установить разумный предел.
Что же делать, когда ребёнок (и уже большой ребёнок), увидев в магазине игрушку, истошно кричит: «Купи!» Частой ошибкой современных родителей бывает стремление купить детям всё, что они требуют: крутой мобильный телефон, фирменную одежду, ноутбук. Это не самое лучшее проявление родительской доброты. У ребёнка создаётся представление о мгновенной доступности всех благ.
Подарки должны приносить детям радость. Задаривая сына или дочь сверх всяких разумных пределов, эту радость, надежду на сюрприз можно легко убить. К чему будет стремиться ребёнок, если получает всё по мановению волшебной палочки? И не здесь ли причины того, что нынешние дети не умеют соизмерять свои безграничные желания с ограниченными возможностями родителей?
Ребёнок уже в 6-8 лет должен быть знаком с состоянием семейного бюджета. Ему должно быть известно, сколько получают родители, на что расходуются деньги.
Подростку можно предложить составить список того, что бы он хотел приобрести для себя. Затем сосчитать, какая сумма необходима для этого. А после напомнить, какова сумма дохода семьи, т.е. зарплата родителей. Предложить вычесть из неё сумму, необходимую для питания, квартплату, коммунальные услуги, проезд, плату за детский сад и другие обязательные платы.
Пусть подросток поразмышляет над тем, существует ли у родителей возможность выполнять все его запросы.
Нередко в семье возникает вопрос: должны ли дети иметь карманные деньги? Если должны, то сколько? И в какой степени сумма зависит от возраста. На эти вопросы родители должны найти ответ сами. Конкретные суммы определить невозможно. Одному и пятьдесят рублей много, а другому смело можно доверить и пятьсот, из которых он удовлетворит и свои необширные потребности и купит что-то для дома. Многое в данном случае зависит от условий жизни семьи, воспитания, доходов и расходов, возраста детей и т.д.
Главное, нужно всегда обсуждать с сыном или дочерью, на что им нужны деньги, совместно определите сумму на эти расходы. Желательно, чтобы дети отчитывались о своих тратах.
Чем старше становятся дети, тем чаще старайтесь привлекать их к планированию расходов. В ходе этого происходит экономическое взросление подростков и воспитание уважения к деньгам как к оценке трудового вклада родителей. Кроме того, совместное обсуждение планов на будущее сплачивает семью, приучает уважать интересы друг друга.
Но не связывайте хорошие поступки детей, их успехи с деньгами. «Будешь помогать мыть посуду – дам больше денег», «Сходишь к бабушке – добавлю ещё».
Дети должны иметь свои чёткие обязанности по хозяйству: покупать хлеб, молоко, делать уборку, помогать старой бабушке.
Никогда не нужно обсуждать при детях, как живут другие, что купили, на какие деньги. У каждой семьи свой уровень доходов, свой образ жизни, своя структура расходов. Кому-то подражать, завидовать – дело неэтичное, да и вредное. Лучше не подавать в этом пример детям.
Очень интересным мне показался пример одной мамы. У них в семье трое детей: дочь четырнадцати лет и два сына-двойняшки 10 лет. Вот эта женщина приучила детей делать покупки самостоятельно: хлеб, молочные продукты, крупы и т.д. И дети справляются с этим.
Кроме того, старшей дочери она доверяет даже приобретать для себя одежду и обувь. Женщина говорила: «Представляете, какая радость сияет в глазах дочки, когда она приносит домой коробку с туфлями – сама купила! И уже после этого не бросит их как попало, грязные, нечищеные. Не боюсь детям доверять деньги: не было случая, чтобы потеряли или не принесли сдачу».
Но за этой кажущейся лёгкостью стоит огромный труд матери, именно труд воспитания детей.
Г. Ахмерова, социальный психолог.
Поделиться ссылкой