Как приучать детей к труду?
Очень часто можно услышать от родителей жалобы на то, что дети не помогают по дому, более того, не хотят даже убрать за собой в своей комнате. И часто эти жалобы касаются уже детей – подростков. Почему?
Причину найти не так уж трудно. Нередко бывает, что, пока ребёнок был мал, родители старательно оберегали его от любых домашних обязанностей. А происходит это потому, что родители из-за своей собственной занятости и нежелания устранять последствия детской «помощи», стараются отстранить их.
Конечно, дети 2-4 лет не могут хорошо помыть посуду, аккуратно сложить свои вещи или игрушки. Легче взрослым самим это сделать.
А спустя годы, из такого ребёнка вырастет подросток или лентяй, или не умеющий делать самых элементарных бытовых вещей, или неряха. Что делать: он усвоил с младенчества: мама и папа справятся сами, его помощь не требуется. Очень логично услышать теперь от родителей вопрос: «А как их приучать к труду?»
Прежде всего, подавайте ребёнку хороший пример. Дети учатся, глядя на нас, взрослых. Если ребёнок видит с самого детства, что мама и папа сами не в восторге от домашней работы, развить в нём трудолюбие будет трудно.
Во-вторых, нужно поощрять любую инициативу. Не нужно говорить малышу: «Не мешай! «Ты не умеешь», «Дорасти ещё!» Конечно, он не делает идеально, потратит много больше времени, чем вы. Но, не позволяя ему делать что-то самому, то они отбивают у него всякое желание помогать им.
В-третьих, так как в малом возрасте главное занятия детей – это игра, превратите помощь по дому в увлекательную игру. Например, можно собирать игрушки или вещи наперегонки. Можно где-то спрятать сюрприз для малыша, что станет наградой для него. Но не нужно сюрпризами злоупотреблять. Иначе это станет потребностью платы за работу.
Одним из главных принципов приучения ребёнка к домашним делам является отказ от ругани за неудачу. Вместо этого лучше дать ребёнку совет, как избежать такой неудачи. А, кроме того, необходимо его хвалить даже за небольшие успехи.
И последнее, что очень важно, закрепить нужно за малышом его постоянные домашние обязанности. Они должны быть конкретными и действительно нужными, а не придуманными специально. И нужно выбирать такие поручения, которые соответствовали бы его возрасту.
Психологи предлагают следующее:
3-4 года
– убирать игрушки,
-вытирать пыль,
– помогать накрывать на стол,
– самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы.
5-6 лет
-складывать одежду на место,
– заправлять постель,
– наводить порядок в своей комнате,
– ухаживать за домашними питомцами
– присматривать за младшими братьями и сестрами.
7-9 лет
– пылесосить,
– собираться в школу,
– мытье посуды,
– приготовление простого завтрака (чай, бутерброды)
Таким образом, все, выше названное, поможет и родителям, и ребенку принимать активное участие в семейных делах и сближении родителей и детей.
Г.Гузь,
ветеран педтруда
Поделиться ссылкой