А как там?

Очень часто можно услышать от родителей: а как там, за пределами нашей страны, воспитывают детей?

Вот решили и мы узнать, найти информацию о том, как же воспитывают детей в других государствах мира.

Если бы мы с вами оказались в Италии, мы бы увидели, что детей там не просто любят – их боготворят. Это выражается в том, что ребёнку почти ничего не запрещают, а, учитывая ещё, что у итальянцев очень хорошо развиты родственные связи, то от бабушек-дедушек, тётушек-дядюшек и, конечно, от папы с мамой, детям внимания, любви и заботы достаётся много.

Так вот, ребёнок в Италии ведёт себя раскованно, может баловаться, не слушаться взрослых – на то и детство, считают итальянцы. Видимо, поэтому жители данной страны так эмоциональны, они не скрывают своих чувств – одним словом, жители юга. Но, с другой стороны, они очень пекутся и о безопасности детей. А поэтому с раннего детства все знают: что можно и что нельзя делать.

Наши близкие соседи – финны. Они также с раннего детства приучают своих детей к здоровому образу жизни. В каждой семье обязательно есть спортивный инвентарь. Зимой это лыжи, и малыш уже в два года может шагать на лыжах. Летом почти каждый житель страны ездит на велосипеде. Таков здесь уклад жизни.

Много внимания обращают финны и на воспитание самостоятельности. После 18 лет здесь принято, чтобы дети жили отдельно от родителей, что, к слову сказать, характерно для многих европейских государств. Поэтому в Европе, в том числе в Финляндии, любой ребёнок может не только накормить себя сам, но ещё и найти выход из трудной жизненной ситуации.

Проявлять свои чувства любви к ребёнку, как это делается в Италии, здесь не принято, сказывается северный темперамент. Но у родителей есть определённые обязанности, которые они неукоснительно должны соблюдать, воспитывая ребёнка.

Обратимся к Израилю. Эта страна во многих отношениях особая. Говорят: здесь половина населения – выходцы из Советского Союза. А также во всём мире известно, что евреи – талантливый народ. Поэтому и развитию творческого потенциала ребёнка уделяется здесь огромное внимание. Уже с раннего возраста родители стараются определить, к чему у него наклонностей больше. А, в зависимости от этого, будет он учиться в художественной школе, или музыкальной, или в математический класс его отдадут. В любом случае талант, как дар Божий, в Израиле принято развивать, а одарёнными считают всех детей без исключения.

В этой стране, как и в Италии, детям позволительно всё, так их очень любят, лишь бы не угрожало их жизни и здоровью. Но всё-таки дети не переходят никогда за грань дозволенного. Дети просто живут, как положено детям: с доверием к миру и благодарностью к взрослым, которые их любят и заботятся о них.

В связи с этим, вспоминаю из своей педагогической жизни в бытность моей работы в днепропетровской школе, как часто приходила за советом ко мне, тогда ещё молоденькой учительнице, мама моего ученика Олега Ванштейна. Разговор она всегда начинала так: «Знаете, Г.М., мне кажется: у Олега есть задатки…» А я чувствовала свою молодость и неопытность, но что-то говорила.

Ясно же было одно: мама занимается сыном и старается ему помочь.

Интересен и опыт китайских родителей. Детей в семье любят, но с детства приучают к труду и дисциплине. Вот почему маленькие китайцы умеют трудиться – лентяев в этой стране нет. Ребёнок подчиняется всем требованиям родителей, помогает по дому, соблюдает режим дня. Забота о собственном здоровье тоже входит в обязанности детей.

В китайской педагогике действуют правила и традиции, пришедшие из глубины веков. (Вот бы и нам следовать традициям наших предков в воспитании). Правила эти таковы: ребёнка надо воспитать достойным и дисциплинированным человеком, приучать с детства к прилежанию, труду, самостоятельности.

Там считают: всего можно достичь, если много трудиться, преодолевая препятствия и трудности. Китайцев часто называют «трудолюбивыми муравьями». Умение и необходимость трудиться – характерные черты для каждого жителя этой страны. Так их воспитывают с пелёнок. А ещё учат родители детей на собственном примере, на примере предков.

Этим, скорее всего, объясняются и сегодняшние успехи Китая в экономике, ведь он стал одной из ведущих экономик мира.

Имея свои традиции воспитания детей, хорошо было бы нам брать самое лучшее из педагогик других народов мира.

Г. Гузь, ветеран педтруда.