Что нужно знать о мышлении?

Чтобы правильно организовать учебную деятельность ребёнка, нужно знать характер мышления, учитывать его, и правильно использовать.

По складу ума, вернее, по типу мышления детей можно разделить на две группы. Одни обладают абстрактно-логическим типом мышления. В таком случае говорят об аналитическом складе ума. «Аналитика» можно узнать по тому, что он легче рассуждает, чем действует: ему легче объяснить, как решать какую-либо задачу, чем решить её. Особенность такого ребёнка – в трудности перехода из области теории к практическому её применению.

Дети, обладающие логическим мышлением, испытывают трудности, когда необходимо усвоить большой конкретный материал, запомнить отдельные детали, характеристики, недостаточно связанные по смыслу, где не прослеживаются закономерности.

Вот, например, так однажды мне сказал один старшеклассник, явный аналитик: «Мне очень трудна химия. То, что написано в учебнике химии, невозможно понять. Что? Почему так происходит? – в нём не объясняется, а просто зазубривать, запоминать мне неинтересно».

Ярчайшим примером человека с аналитическим умом был Наполеон. К тому же он обладал и уникальной памятью. А вот при изучении английского языка, по воспоминаниям современников, не мог заучить ни формальных элементов языка, ни слов.

Оба вышеназванных примера подчёркивают индивидуальную особенность склада ума «аналитика»: стремление во что бы то ни стало ухватить суть явления, а не его фактическую сторону.

Приведу ещё два примера рассуждения учащихся.

Первое: «Физика для меня – самый трудный предмет. Очень трудно представить ну хотя бы движение электронов по цепи».

Второе: «Я не вижу за всеми этими формулами живых явлений природы».

Если вдуматься в эти признания, то можно заметить, что они отличаются от признания подростка, не понимающего химию. Тому – надо понять, проследив взаимосвязи. Этим – нужно «представить», «видеть», чтобы понять. Психологи называют такой склад мышления как наглядно-образное. А иногда его называют образным или художественным складом ума.

Трудности в учёбе для детей такого типа отличаются от «аналитических». В работе с детьми художественного мышления всегда должна быть опора на представление, воображение, т.е. на «картинку».

В работе с такими детьми большую помощь окажут различные схемы, контексты, составленные из рисунков-сигналов.

Многие учителя хорошо знают об этой особенности своих воспитанников и учитывают её в своей работе.

Об этом очень интересно рассказал К.Г. Паустовский в повести «Детские годы», вспоминая учителя географии Черпунова.

«Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов придумал наглядный способ. Так, он рисовал на классной доске большую букву «А». В правом углу он вписывал в эту букву второе «А» поменьше, в него – третье, а в третье – четвёртое. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин».

Мы запоминали это сразу и на всю жизнь».

Вспоминаю и свою школьную жизнь. Учитель географии Иван Игнатьевич однажды принёс на урок колбу с какой-то мутной водой. Мы были удивлены. А позднее стало понятно. Учитель рассказывал о реках Африки, делая упор на то, что вода в Ниле полна осадочных пород, поэтому вода напоминает густой квас, и показал при этом нам колбу с «таинственной» водой. О том, какова вода в Ниле, я запомнила на всю жизнь, благодаря той «картинке», которую показал учитель.

Кто-то из родителей спросит, какое мышление лучше, образное или логическое.

Ответ однозначным быть не может: и в том, и в другом случае есть свои преимущества и свои недостатки. Просто приёмы и методы учения, применяемые с теми или с другими, должны быть разными.

А интересно другое: людей с преобладанием одного вида мышления над другим не так уж много – всего 21 процент. Большинству же ребят присуще равномерно развитое и образно-наглядное и абстрактно-логическое мышление. А поэтому нужно правильно пользоваться всеми видами склада ума.

Г. Гузь, ветеран педтруда

Поделиться ссылкой