Детство под угрозой (2 часть)

Уважаемые родители, продолжая разговор о роли мультфильмов в воздействии на ребенка, давайте сегодня поговорим и об их положительном влиянии, и об основных механизмах их отрицательного воздействия, и о том, как уберечь детей от их вредного влияния, и как бороться с засильем вредной мультипликации.
Современные дошкольники явное предпочтение отдают просмотру мультфильмов или компьютерным играм. Время таких занятий, по данным социологов, составляет от 20 % до 40 % их свободного времени. По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности, мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляем около 25 часов в неделю.
Не так давно занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. 30 минут в день, что и определено санитарными нормами. Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.
Таким образом, нынешний дошкольник большую часть свободного времени проводит у экрана. Изменилось и содержание того, что смотрят сегодня дети.
Качество и содержание отечественных мульт – и кинопродукции для детей в XX веке отвечали самым высоким требованиям и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание – понятным ребенку, его легко можно было перевести в сюжет детских игр, а герои могли стать примером для подражания. Художественное и музыкальное сопровождение большинства советских мультфильмов до сих пор вызывают восхищение. В 1991 году в интернет – сообществе были опубликованы слова Папы Римского Иоанна II (произнесённые ещё в 50 –е годы), который настоятельно рекомендовал смотреть советские мультфильмы, поскольку они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других.
Однако золотой век советской мультипликации завершился, к сожалению. И теперь детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятия. У нас в стране принят закон о защите детей от вредной информации. Такой информацией является та, которая приносит « вред физическому здоровью и развитию детей ». К данной информации относится социально не одобряемые действия, влекущие за собой вред физическому, психологическому и нравственному развитию ребенка ( курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и др.). Родители же чаще всего руководствуются единственным критерием в оценке фильма: нравится или не нравится ребенку.
мультфильмы
Психологи и педиатры же единодушно настаивают на том, что детям до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой, т.к.. раннее приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводит к серьёзным негативным последствиям : недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи.
Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточна развита речь, появляется воображение, он может общаться. Но и тогда это должно сочетаться с походами в театр, чтением книг, творческими занятиями ( лепка, рисование, занятие с развивающими игрушками ). И в этом случае восприятие художественного текста будет всё – таки оказывать более результативное развивающее воздействие.
Что же в мультфильмах можно считать, так сказать, « судьбоносным» ? Это , во – первых, модели поведения героев, что становится образцом для подражания. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что « даже одна – единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов ».
Во – вторых, в связи с тем, что детям показывают сложные многослойные мультфильмы ( про Питера Пена, Русалочку или Гарри Поттера ), младшие школьники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих произведений, их развивающий потенциал остается нереализованным.
В – третьих, многочисленные наблюдения показали, что после продолжительных просмотров мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления или перевозбуждения. Симптомами этого являются следующие: снижение скорости реакции, вялость, невнимательность, громкие возгласы, затруднённая концентрация внимания, неадекватное социальное поведение, нарушение аппетита и сна. Возможна и агрессивная реакция.
Педагог – психолог Золожнова Т.А. в своём исследовании попыталась выяснить, воспроизводят ли современные дети сюжеты мультфильмов в игре. В результате выяснилось, что дети теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они воспроизводят только внешние характеристики : движения, перемещения, типичные возгласы, т.к. смысла происходящих в мультфильме событий , если они там есть, он не усваивает. Даже дети старше 6-7 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм ? кто главный герой ? какой он ?
Как же воздействуют современные мультфильмы на ребенка ?
При просмотре мультфильмов дошкольник не может устанавливать новые связи, потому что:
— не работают основные виды восприятия;
— пассивно зрительные восприятие;
— информация не требует переработки, а сразу же усваивается ( за счет агрессивной атаки быстро сменяющихся кадров );
— мозг не успевает установить связи между объектами, « выхватывает» их обрывочно;
— при просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.
При просмотре современных мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
— заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного
индивида к другому на уровне психического контакта;
— внушение – воздействие на сознание человека, при котором проходит
некритическое восприятие им убеждений и установок;
— подражание – следование примеру, образцу.
Как же уберечь детей от вредного влияния мультфильмов ?
Рекомендации дает Заложнова Т.А., педагог – психолог. Она же, в свою очередь, опирается на работы известных русских ученых – педагогов: Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной и др.
Во – первых, в соответствии с возрастными особенностями для младших дошкольников нужны фильмы с простыми сюжетами и сказки с повторяющими действиями, связанными с семейным укладом. Главные темы – жизнь животных и растений, действие персонажей и их последовательность. Важны узнаваемость и реалистичность действий. Для малышей важнен позитивный настрой фильма. Примерами могут быть сказки В. Сутеева: « Снеговик — почтовик», «Цыпленок и утенок» и др. Следует сказать, что продолжительность мультфильма не должна превышать 15 минут.
Во – вторых, для детей 4-5 лет важным становится формирование связей между людьми. А поэтому и фильмы должны быть связаны с общением и различными отношениями между персонажами ( дружба, вражда, доминирование). Такое можно увидеть и в народных сказках, и авторских. Главное, чтобы герой воплощал в себе лучшие гуманистические качества. В этом возрасте живой отклик находят такие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Приключение Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др.
В старшем школьном возрасте (6-7 лет) дети уже могут воспринимать развёрнутые темы фильмов, связанные с приключениями и фантазией. Ребенок в этом возрасте уже усваивает представления о добре и зле, справедливости, ему понятны нормы и правила поведения. Центральным моментом мультфильмов поэтому может стать внутренний мир героя, его переживания. Хорошо, если в этом возрасте дети будут смотреть такие шедевры нашего культурного наследия, как «Варежка», «Домовёнок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева и многие другие.
Но в любом случае очень важно, чтобы родители обсуждали с ребенком увиденное в мультфильме, комментировали нравственную сторону поступков героев, объясняли в доступной для ребенка форме, что хорошо, а что плохо, и почему, давали пояснение основной морали мультипликационного произведения.
Многие родители могут сказать, что теперь на экране таких мультфильмов не увидишь, потому что засилье иностранных, особенно американских, которые навязывают нашим детям свой ( американский) взгляд на жизнь: сила, деньги решают всё. В таком случае можно приобрести записи наших фильмов, о которых уже было сказано выше. А можно обратиться в Министерство культуры РФ с продолжением об изменении содержания детских каналов.
Адрес Министерства таков: 125993, Москва, Малый Гнездиковский пер., д. 7/6стр. 1,2.
Министерство культуры Р.Ф.
Мединскому Владимиру Ростиславовичу
Адрес Комитета по культуре Госдумы Р.Ф: 103265, Москва, ул. Охотный ряд., д. 1.

Сообща можно сделать многое!

Материал отобрала и обработала Гузь Г.М.


comments powered by HyperComments

Поделиться ссылкой: