НовостиНовости БогдановичаНравственное воспитание

Для чего нужны сказки?

В наши дни родители забыли уже давно, когда они читали своим маленьким детям сказки. Одни объясняют это занятостью, другие – отсутствием у детей интереса к ним, т.е. к сказкам. А поэтому легче всего посадить ребёнка перед телевизором, и можно спокойно, без нервотрёпки переделать все домашние дела.

Но за всем этим скрывается большой минус – родители таким образом теряют возможность установить тёплые, доверительные отношения со своими детьми. И, вместо того чтобы с помощью нескольких минут приблизить ребёнка к своему духовному миру, сформировать в его душе те качества, о которых так часто неназойливо говорят сказки, родители вынуждены ворчать, ругать того.

А ведь, по мнению психологов, сказки нужно начинать читать тогда, когда родители укладывают своего сына или дочь в постель. Нужно это, как считают они, начинать делать с младенческого возраста, когда ребёнок не вникает в смысл, но слышит голос матери со всеми его оттенками тепла и любви.

Родители должны знать, что никакие бесконечные нотации и нравоучения не смогут ничего изменить, а вот сказки обязательно помогут.

Задумывались ли родители когда-то, почему, с какой целью народ столетиями складывал их? А ответ очень прост: сказки – наиболее эффективный способ воздействия на ребёнка, на его внутренний мир.

Именно она, сказка, помогает понять ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо. Именно она учит, как надо поступать в тех или иных случаях. Именно сказка поможет воспитать в ребёнке доброту, участие, жалость, милосердие и покажет, как справляться с трудностями, проблемами. Сказки могут вселить в ребёнка и надежду, и веру в свой успех, уверенность в своих способностях.

В последние годы «сказкотерапия» используется и психологами, и педиатрами. Сказки могут сочинять и сами родители в зависимости от того, что бы они хотели сформировать или скорректировать в ребёнке. Героем этой сказки может быть и Зайка, и Лисёнок, и Пёсик. Пусть это будет любой персонаж, который нравится вашему сыну или дочери.

Он может попадать в разные нелепые ситуации из-за того, что был ленив, невнимателен, самоуверен, т.к. не слушал своих родителей.

Ребёнок именно через такие сказки начнёт понимать, почему вот так и так поступать нехорошо, неправильно. Но нужно непременно соблюдать одно главное условие: сказки должны быть не только поучительными, но и обязательно весёлыми: шутка поможет ребёнку понять, что проблема не так уж и страшна.

Вот, например, такие сказки-малютки.

Глупые козлята.

Через глубокую речку был перекинут узенький мостик. Около речки ел травку белый козлёнок. Травка была зелёная, сочная.

Подошёл он к мостику и показалось ему, что на другом берегу травка вкуснее. И решил белый козлёнок: перейду на другой берег, попробую там травку. И пошёл по мостику.

А в это время по тому мостику шёл ему навстречу серый козлёнок. И встретились они на середине узкого мостика, а разойтись не могут.

Говорит серый козлёнок:

– Я иду на тот берег, пропусти меня!

Отвечает ему белый:

– Не пущу! Сперва мне дай пройти!

– А я тебя не пущу!

– Вот как! – крикнул белый и давай бодаться с серым козлёнком.

То серый теснит белого, то белый – серого. Тогда разогнались козлята да ударились лбами изо всей силы. Вот и упали в реку.

Ёж и волк.

Ёжик на поляне в лесу собирал землянику. Насобирал он её целый кузовок и пошёл по тропинке домой.

Вдруг откуда ни возьмись повстречался ему злой серый Волк. Ёжик вежливо поздоровался с ним и хотел было идти дальше.

А Волк бросился на Ёжика: решил ягоды отнять.

Ёжик быстро свернулся в клубок и уколол Волка в нос. Пока Волк чихал да выл от боли, Ёжик и убежал от него.

Если родители будут рассказывать такие специальные сказки перед сном, то смогут решить многие педагогические задачи. Ребёнок увидит, как неправильно поступать и что нужно делать, чтобы преодолеть трудности.

Можно и самого ребёнка привлекать к созданию таких сказок. А посредством сочинения их он может рассказать о том, что его тревожит.

Таким образом, иногда сказок, песенок мамы, доброго ласкового слова взрослых бывает достаточно, чтобы ребёнок заснул. А наутро многое уже может забыться или будет казаться не таким страшным. В любом случае ребёнок должен чувствовать родительскую поддержку и внимание к его детским проблемам.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

Поделиться ссылкой