Консультации для родителей
«Ваш малыш впервые пошёл в детский сад»
Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей, и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребёнок индивидуально проживает этот нелёгкий период. Одни привыкают быстро: за 2 недели, другие дети дольше – 2-3 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
Теперь обсудим, с какими же трудностями придётся сталкиваться малышу в ясельной группе?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затруднённой адаптации ребёнка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвёртых, дома к ребёнку не предъявляют требований самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберёт на место. Придя в детский сад, ребёнок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребёнка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идёт болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее: дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылочки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребёнка пройдёт более гладко. Отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, родители могут столкнуться с трудностями: в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны. Плаксивость – нормальное состояние вашего малыша в период адаптации, при терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребёнком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному, ребёнок может привыкнуть к садику через 2-3 месяца. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Итак, как же помочь ребёнку снять эмоциональное и мышечное напряжение после посещения детского сада?
В период адаптации в детском саду ребёнок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребёнок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребёнка ещё не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры на воде: наберите в ванну немного тёплой воды, включите тёплый высокий душ. Вся накипь дня: усталость, раздражение, напряжение – уйдёт, «стечёт» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу: они должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребёнку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, – и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, через 15-20 минут ребёнок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, – эти передачи идут в одно и то же время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Чего нельзя делать ни в коем случае родителям:
– Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании о необходимости идти в сад! Помните: он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше ещё раз напомните, что вы обязательно придёте.
– Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдёшь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
– Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детском саде при ребёнке. Это может навести малыша на мысль, что садик – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдёт вообще.
– Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день, пусть лучше он знает, что мама придёт нескоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Как же уменьшить стресс ребёнка после детского сада?
– необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры, приём пищи), соответствующий режиму ДОУ;
– в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день;
– каждый день необходимо спрашивать у ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ;
– желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера договориться, какие игрушки он возьмёт с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром;
– в выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ;
– желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там.
Воспитатель МАДОУ №27 Лоскутова Н.С.Поделиться ссылкой