НовостиНовости БогдановичаНравственное воспитание

Культура. Это что?!

Уважаемые читатели!

   В наши дни в средствах массовой информации и в обществе идёт дискуссия о том, что такое культура и в чём её назначение в обществе.

    Начнём, как всегда, разговор о том, а как определяет значение этого слова «Толковый словарь», но не советской эпохи, а сегодняшнего дня.

   Значений у данного слова много, но мы обратимся к тем, по поводу которых и споры в обществе. Во-первых, это «Совокупность достижений человечества в производственной и духовной жизни». Во-вторых, «Начитанность, воспитанность человека». В-третьих, это «Сфера человеческой деятельности, связанная с искусством».

   Исходя из этих определений, хочется сегодня поговорить о том, в чём задача работников культуры любого уровня. А это – использование различных видов искусства в формировании духовного мира человека, т.е. воспитание его как личности.

Ведь искусство вобрало в себя всё многообразие  действительности, все сферы жизни, все формы отношений человека с обществом, с природой, с самим собой. Изучая, рассматривая человека специфическими средствами, а именно, в художественных образах, искусство веками выполняло сразу три функции: являлось особой формой познания, эстетическим сознанием общества и важным средством духовного воспитания человека.

      Наше время, наша жизнь сегодня очень сложны. А чем сложнее мир, тем тоньше и богаче должен быть человек духовно, иначе общество деградирует. Говоря словами великого педагога Яна Коменского, «изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными», а «постижение прекрасного делает человека красивым в душевных движениях, заставляет искать гармонию в себе и людях, воспитывает в нас чувство постижения красоты».

   В связи с этим мне хочется привести пример из моего учительского опыта. На уроке риторики в 6 классе я предложила детям послушать музыку П.И. Чайковского и написать сочинение-миниатюру по ассоциациям «Я слушаю музыку…». И насколько многообразны были восприятия музыки неискушёнными подростками. Значит, музыка пробудила в душе то светлое и прекрасное, что заложено в каждом из нас, только нужно его пробудить с помощью искусства.

Вот некоторые из сочинений.

    «Мне представилась дорога, осенняя, но прекрасная. А по ней идёт печальный человек. Он идёт искать радость и веселье, теплоту и, может быть, любовь»?

    «Когда зазвучала музыка, мне представился осенний лес, в котором кружатся листья. Иногда какой-то листочек останавливается в воздухе, падает, но ветер подхватывает его снова, и он летит-летит».

К.Т.

   «Мне звуки музыки показались слезами, текущими по щекам.    Они падают вниз и разбиваются, как разбиваются льдинки. Это тоже в музыке есть».

М.М.

  «Мне казалось, что я нахожусь в лесу… В нём светло и просторно. И мне было так легко и свободно в нём».

К.П.

    Стоило видеть глаза детей, когда они слушали музыку и писали сочинение. Это были глаза людей, нашедших, открывших в своей душе что-то такое, о чём они даже не догадывались.

  Вот и назначение культуры и культурных мероприятий – помогать людям открыть в себе прекрасные чувства, а не брезгливые ощущения, связанные с «тёмными силами», что предлагает нам сегодня псевдокультура.

   Огромна эмоциональная сила любого вида искусства. В связи с этим мне вспоминается рассказ Глеба Успенского «Выпрямила». Автор описывает, как встреча разочарованного человека, сельского учителя, потерявшего цель и смысл жизни, с великим творением искусства – Венерой Милосской – заставила по-новому увидеть человека. Произведение искусства у Г. Успенского воздействует на ум, сердце, пробуждает радость. Не случайно и русский художник  Александр Иванов мечтал о том, чтобы искусство, вдохновляя людей на высокое, «шло перед человечеством, как музыка перед полком».

   А на что вдохновит подростка вурдалак, роль которого он сыграет в праздновании Хэллоуина? Пожалуй, только на то, чтобы, нарядившись ещё раз, напугать кого-либо своим видом.

Встречи с искусством сильны тем, что они делают человека лучше. И если человек не научит себя брать от искусства его доброту, красоту, он утратит многое. Если человек прошёл мимо большого искусства, гармоничное развитие личности будет нарушено. Никакие суррогаты, которые сегодня предлагают молодёжи и подросткам, заменители искусства не помогут: ущербность личности, в конце концов, проявит себя.

   Споры о культуре – это всегда споры о жизни. А сталкивающиеся в споре стороны иногда оказываются не просто выразителями разных вкусов, но выразителями разных идей, разных жизненных позиций.

   Когда молодёжи предлагаются низкопробные мероприятия, причин может быть несколько: нежелание серьёзно, ответственно подготовиться к нему, равнодушие к своему делу организатора, воспитателя молодёжи, преклонение перед западной псевдокультурой и т.д.

   Человеконенавистническая культура проповедует страшную, неприемлемую для русского человека мораль – презирающих всех индивидуализм, мораль, воспевающая и пробуждающая в человеке тёмные инстинкты.

   Часто, споря о роли культуры, одна из спорящих сторон приводит как аргумент выражение «у всех разные вкусы». Мол, подросткам нравятся такие мероприятия, где каждому из них особенно здорово мудрить не нужно: надел маску, разрисовал себя, накинул что-то на плечи и всё, бросился в пыл мероприятия.

   Человеку, который приводит такой аргумент, мне хочется сказать: «Со вкусами готовыми не рождаются – их воспитывают». И вот мы возвращаемся к началу нашей статьи, о роли культуры в обществе. А назначение её – воспитание, формирование духовного мира человека, т.е. формирование вкуса.

   Таким образом, культура должна идти впереди человека, а не следуя за его вкусом и пристрастиями. Ведь именно об этом говорил художник А. Иванов.

   А если кратко сформулировать художественное кредо двух спорящих сторон, то оно будет выглядеть следующим образом.  Одни требуют от культуры пищи для ума, души и сердца. Другие же – только развлечения, бездумного времяпрепровождения.

   А что необходимо для воспитания человека, созидателя будущего нашей страны, нашей Родины?!

Г. Гузь, ветеран педтруда.

Поделиться ссылкой