Не внушайте отрицательных установок
«Будешь так делать, тебя Баба-Яга утащит!» «Вот отдам тебя дяде, будешь знать!» «Почему же ты такой неряха!» «До чего же ты глупый!» «Ничего-то ты не можешь сделать сам!» «Не трогай посуду, все переколотишь!»
Такие, полные негативного отношения к происходящему, высказывания не помогут воспитать в ребенке внимательности, усидчивости и т.д. Скорее всего, они сформируют в ребенке страхи, вызовут ночные кошмары или посеют в глубине его сердца недоверие к тем, кто готов отдать его чужому дяде при малейшей провинности. Если ребенок ведет себя неподобающе, нужно, прервав его, в первую очередь довести до его сведения, в чем и почему он виноват. Затем уже сказать ему, чем ПО ПРАВДЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ грозит ему такое поведение. Конечно, в форме, приемлемой для детского восприятия. Если же вы ус¬тали и раздражены, честно объясните ему, что вы заболели, хотите помолчать, посидеть и т.п., а не пугайте «букой».
На самом деле, это гораздо труднее объяснить, чем сделать.
Вот малыш капризничает, плохо себя ведет в магазине. Не пугайте его кощеем или волком, а лучше расскажите ему коротенькую сказку про мальчика, который всюду кричал и шумел, и от его крика у всех, даже у папы, заболели уши. Тогда все собрались и стали думать, что делать с таким мальчиком. Люди предложили его запереть. Дедушка — отшлепать. Папа — лишить конфеты. А мама предложила мальчику научиться слушать тишину. Как? Вот замолчи и послушай. Слышишь? Вдалеке едет машина. А вот птичка пролетела и т.д. и т.п. Разговорите ребенка, отвлеките его внимание. Если же он вконец распоясался, решительно и не шутя шлепните его по попе, твердо и строго потребуйте, чтобы замолчал. Если истерика перерастает в падение на пол и т.д. оставьте его, замолчите, отвернитесь. Не позволяйте втягивать себя в «концерт». Если же ребенок плачет от обиды тихо скажите, что ТАК вести себя нельзя. И переключите внимание на другой предмет. Не зацикливайтесь сами на неприятном эпизоде. А то бывает, что ребенок уже и думать забыл о своих капризах, а надутая и нервная мама или бабушка все еще напоминают ему проступок и пилят, и пилят, и пилят… вот вас бы так, что бы вы сказали тогда?
Вообще, старайтесь как можно больше рассказывать ребенку простые детские сказки, истории, описывайте окружающий мир. Не замыкайтесь в своих взрослых думах, и вы увидите, что ребенок перестанет привлекать к себе внимание столь неестественным образом. Ведь капризные дети — это результат или плохого здоровья, или занятых собой родителей.
При плохом поведении установка «Бог тебя накажет» особенно опасна. Высказывая такие установки, мы формируем у ребенка страх и отвращение к Богу. Страх не спасительный, о котором говорят святые в своих писаниях — происходящий от созерцания величия Божия, от благоговения, от осознания своей ограниченности перед бесконечной Божественной любовью и могуществом, а страх перед «злым», «подсматривающим» богом-надзирателем, немилосердно раздающим наказания направо и налево. Говоря «Бог тебя накажет», мы порочим Образ Творца, затрудняем ребенку доступ к Нему, охлаждаем и ожесточаем детское сердце по отношению к вере и Богу.
Последнее, о чем мы хотим сказать в этом правиле, — это удивительная и гадкая способность взрослых раз и навсегда вцепиться в ка¬кой-нибудь недостаток ребенка и поучать, воспитывать, искоренять, лечить… Как правило, таким «козлом отпущения» при воспитании становится дурная привычка ребенка, или черта характера, или болезнь, или страхи.
«Почему ты такой медлительный», «не ешь холодного, будет язва», «сними тапочки, когда лезешь на диван», «трус, боишься собак
(темноты)», «вытри сопли». Дело не в том, что эти замечания плохи сами по себе. Иногда и они весьма уместны. Просто, если вам все время будут говорить «не кури», «мой чашку», «съешь суп», вы, скорее всего, озвереете.
Это происходит потому, что подобные замечания, повторенные по многу раз на дню, не содержат в себе ни истинной заботы, ни христианской любви. На самом деле, это внутренняя, глубокая проблема неумения найти общий язык и действительно общее, сближающее дело. Ведь, если отбросить эту, вызванную именно чувством вины, псевдозаботу и попробовать по-настоящему помочь ребенку, то найдутся действенные средства, которые действительно позволят ему избавиться от проблемы. Если ребенок забывает снимать тапки, может, разрешить ему лазать в них? Или надеть вместо этого теплые носки? В конце концов, ни от грязного носа, ни от тапочек, ни даже от холодного супа еще никто не становился государственным преступником. А вот от надоевших морлей и пустых нотаций — становились.
Попробуйте поразмыслить на досуге, что же действительно беспокоит вас? То, что у ребенка насморк, или то, что вас раздражает хлюпанье носом? О себе, о своем нарушенном покое печетесь вы или пытаетесь помочь ребенку преодолеть недостатки? Дети тонко чувствуют фальшь и реагируют на нее соответствующе. Легко отругать за двойку в школе, гораздо труднее помочь ребенку выучить уроки. Не может сам? Почему? Ленится? Не понимает предмета? Плохой учитель? Не интересно? Найдите ответы на эти вопросы, а потом ПОМОГИТЕ ребенку делом, а не криком или нотацией.
В заключение приведем слова Апостола:
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господнем (Еф. 6, 4)
«Образом своего на них дествования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. (…)
Обязавши — не раздражать, чем можно сказать, запретил всякое несоответствующее духу христианства действование на детей, — обязывает воспитывать. Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это итак делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их, как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении. Если взять образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым — сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости с кротостью и нежностью. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым — на вложение в ум здравых о всем понятий. Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, со¬размеряя строгость с кротостью, научили их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими или судить о всем христианским умом».
Отрывок из книги
«Трудные вопросы воспитания»Поделиться ссылкой