Воспитание – создание живого образа

При беседе на эту тему мне хотелось бы обратить особое внимание родителей на несколько моментов, проблем в воспитании детей. Это послушание в семье, запреты, право детей на ошибку, отношения с ними, ошибки самих родителей.

Послушание порой воспринимается родителями в искажённом виде, как выполнение приказа. А послушание – это когда слушают, и оно начинается тогда, когда «я тебя слушаю и тебе говорю». Вот когда мы с Богом говорим, общаемся языком молитвы, то хотим, чтобы Он нас слышал, всё время, и чтобы делал то, что мы с Него просим. Так и в отношениях с детьми – то же самое.

Настоящее послушание в семье заключается в том, что у ребёнка в послушании находятся родители. Как только младенец родился – мать у него в послушании. Проснулся ночью, заплакал – все бегут к нему, внимательно слушают. Это послушание похоже на то, как слышит нас Господь.

Но после того, как родитель научился вслушиваться в ребёнка, видеть его, слышать его сердце, понимать, что там происходит, тогда начинается вторая ступень послушания, когда родителя начинают слушать. И когда ты, родитель, начинаешь слышать ребёнка – он начинает слышать тебя. И потому, если ты в его подростковом возрасте в послушании у ребёнка, то он обязательно услышит тебя.

Теперь поговорим о запретах. Этот вопрос должен ставиться по-другому: в семье эти отношения должны строиться по правилу: «я люблю тебя». И если «я тебя люблю», то отношения «можно – нельзя» выстраиваются естественным образом: этого мне делать нельзя, потому что я люблю и не могу поступить иначе, плохо – не могу! А если «можно – нельзя» становится главным в семье и отвергается правило «я люблю тебя», то это уже катастрофа.

Имеет ли ребёнок право на ошибку? Именно ребёнок больше, чем взрослый, имеет это право. Ведь мы, взрослые, действительно не хотим, чтобы дети на наших ошибках учились, потому что сами часто не осознаём своих ошибок. Мы просто можем увидеть потом, что ребёнок идёт по нашему пути потому, что он учился у мамы с папой. И не потому, что они его учат, а потому, как они сами поступают, как разговаривают друг с другом, с окружающими людьми.

Ребёнок очень болезненно реагирует на родительскую ложь. Можно учить ребёнка много чему хорошему, но всё будет бесполезно, если ты себе всё прощаешь, а с ребёнка строго спрашиваешь.

Как же строить отношения с ребёнком в подростковом возрасте? Его нельзя ломать, как считают некоторые отцы: раз он так, то и я буду по-мужски, через коленку! Это глупо – если ты не научился понимать ребёнка в раннем возрасте, потерял его, то ищи, старайся, пробивайся к ребёнку, загляни в его жизнь, перестань его осуждать, а постарайся разобраться, почему он так поступил.

Вспомни себя в такой момент, каким ты был подростком, почему тоже не всегда правильно поступал. Нужно ребёнка понять, а не отрезать от себя. И если он не таков, каким бы ты хотел его видеть, то понять – почему. А уже потом думать, что делать дальше.

В подростковом возрасте ребёнок и сам-то себя не понимает, многое делает неосознанно, и если родители в этот период проявляют чрезмерную строгость к нему, то эта строгость ровно ничего не значит: ребёнок всё равно сумеет выкрутиться.

Бывают ли ошибки у родителей, и как быть в этом случае? Родителям не нужно бояться ошибок – они всегда будут, у всех будут. Просто их нужно исправлять. Но исправлять только тогда, когда понимаешь, что ошибся, а если мы уверены в своей правоте, тогда исправить всё очень сложно.

Тогда нарастает непонимание: как же так, мы хотим только хорошего, всё делали, как положено, а он, негодяй, дверью хлопнул и ушёл, хотя не имеет права в свои 14 лет.

Это мнение родителей, и они не видят (или не хотят) своих ошибок в воспитании ребёнка. И всё потому, что не хотели вслушаться вовремя в своего ребёнка.

Протоиерей Алексей Уминский.

Поделиться ссылкой