О помощи родителей в выборе профессии детьми.

В детстве многие из нас мечтали о выборе профессии, которая бы была чем-то необычной. Вспоминаю, когда впервые в семилетнем возрасте вместе с мамой поехала в город, а там несколько раз пользовались автобусом, в котором билеты продавала кондуктор, мне понравилась её работа.

Вот тогда решила про себя: обязательно стану кондуктором, буду целый день кататься на автобусе. Вот здорово: катаешься, а тебе ещё будут зарплату за это давать!

Затем после лечения ангины в сельском медпункте, где работала в это время фельдшером молоденькая девчонка, выпускница медицинского училища, решила, что стану врачом. Буду ходить в белом халате, от меня будет пахнуть лекарствами – ух, как интересно!

И только через десять лет после детских мечтаний и фантазий пришла к осознанному выбору своей будущей профессии учителя и никогда не пожалела о том.

Но однажды со мной своей тайной поделилась взрослая женщина, которая ненавидела свою работу и до самой пенсии вынуждена была заставлять себя идти туда, как на каторгу. Мне стало страшно, когда я представила на минуту себя на её месте, ведь неправильный выбор профессии – это несчастье в жизни, неудовлетворённость ею. Сколько людей в мире несчастны из-за того, что всю жизнь занимаются не своим делом.

А между тем, детей надо готовить к выбору будущей профессии, тем более, в наше время. Помочь должны, конечно, в первую очередь – родители. Определённую помощь в этом отношении могут сыграть кружки, секции, студии. Ребёнок, посещая их, пробует себя в разных областях жизни. Возможно, что в какой-либо деятельности он найдёт себя.

Восточные мудрецы утверждали: каждый ребёнок рождается с десятью талантами. Подрастая, он растеряет девять талантов, но один всё-таки останется. Вот родителям и важно рассмотреть в ребёнке этот последний, заветный талант. Иначе он не проявится, а, став перед выбором профессии, молодой человек не сможет правильно сделать этот выбор.

Вторую ошибку родители совершают, когда обращают внимание на престижность профессии (юрист, финансист), чтобы после гордиться своим ребёнком, а также тем, как будет работа оплачиваться. И совсем не обращают внимания на то, лежит ли душа у ребёнка к этому делу, есть ли у него предпосылки к приобретению данной профессии.

Выбирая профессию, человек должен чётко представлять то, чем он будет заниматься, соответствует ли это особенностям его характера. А, если точнее, должны сойтись в одной точке два посыла: «я хочу» и «я могу». Ведь можно хотеть, но невозможно «мочь». Вот в это «могу» входит следующее: сильные и слабые свои стороны, интересы, увлечения, умения, способности и состояние здоровья.

У подростка мало ещё жизненного опыта, но, несмотря на это, родители не должны давить на него, категорически диктовать ему, кем быть.

Когда же выбор профессии пущен на самотёк, тогда совершаются следующие ошибки:

• ориентация подростка только на мнение родителей;

• выбор престижной и высокооплачиваемой профессии;

• учёба за компанию с одноклассниками или друзьями;

• близость учебного заведения к родительскому дому;

• лёгкость обучения.

Совершив данные ошибки, подросток, став взрослым и приобретя профессию, которая не привлекает его, становится несчастным человеком, обременённым нелюбимой профессией.

А поэтому хотелось бы ещё раз напомнить родителям: от того, какой жизненный выбор будет сделан вашими детьми, зависит их жизнь.

Пусть нынешняя молодёжь легко соглашается и идёт на переобучение, но только зачем изначально учиться тому, чем они не собираются заниматься всю свою жизнь. Заведомо зная об этом, некоторые молодые люди и учатся так, как когда-то писал А.С. Пушкин: «…мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»

А, в общем-то, формируется человек, который страдает от своей невостребованности, а рядом с ним страдают люди, которые, в силу разных обстоятельств, вынуждены работать вместе с ним.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

Оставить комментарий