«По страницам учебника «Нравственные основы семейной жизни»
Трудовое воспитание в семье
Труд-форма деятельности человека, направленная на сознательное преобразование предметов и явлений окружающего мира и внутреннего мира самого человека.
В социологии принято делить труд на семейный и общественный. В каждой семье, как правило, определена степень участия её членов как в семейном, так и в общественно-полезном труде.
В семье с традиционным укладом основную тяжесть общественного труда, приносящего материальный достаток, несет на себе мужчина, а основную тяжесть семейного труда – женщина. Это и подразумевается, когда мы говорим, что мужчина должен быть в своей семье кормильцем, а женщина – хранительницей домашнего очага. В круг забот хозяйки должно входить ведение основных домашних дел, в том числе приготовление пищи, вскармливание и воспитание детей.
В настоящее время ощущается все большая потребность общественного признания материнского труда и труда женщины-домохозяйки как одного из видов общественно-полезного труда с соответствующей социальной поддержкой.
Дети в семье с традиционным укладом несут трудовое послушание, которое может приобретать как общественный, так и семейный характер. Во многом это зависит от возраста, пола детей, а также от его индивидуальных особенностей и способностей. В дореволюционной крестьянской семье дети с ранних лет начинали помогать родителям по хозяйству. Причем мальчики помогали отцу, осваивая мужскую работу, а девочки-матери, становясь опорой в домашних делах.
В ребенке родители должны воспитывать сознательное отношение к домашнему хозяйству и к материальным ценностям.
С одной стороны, домашнее хозяйство требует постоянного труда по поддержанию порядка. Каждый член семьи должен знать свою роль в этом семейном делании. Кто-то занимается починкой предметов быта, кто-то – приборкой помещений, кто-то – мытьем посуды, кто-то – приготовлением пищи и т.д. Хорошо, когда эти роли в семье четко определены и выполняются. В противном случае в семье могут возникнуть конфликты на бытовой почве или само семейное хозяйство может придти в упадок.
Все, что окружает человека, формирует его быт. Быт – это форма существования человека в мире, в присущей ему в физической и социальной среде. Эта форма обеспечивает те или иные возможности его жизнедеятельности и общения с другими людьми. Быт должен соответствовать внутренней сущности и профессиональной деятельности человека. И быт либо поддерживает, либо разрушает внутренние ценности его. Нередко быт, сопряженный с пьянством, тунеядством, распутством и другими формами асоциального поведения, приводит человека к деградации, потере человеческих качеств.
Каждая семья создает свой неповторимый бытовой уклад, свой неписаный семейный устав. В старину на Руси к числу главных семейных ценностей был отнесен честный, добросовестный труд. Считалось, что трудиться надо с чистыми помыслами, осознанно, целеустремленно, со знанием дела и радостью.
Для семьи важно, чтобы все её члены ответственно относились к семейному достатку и помогали друг другу в выполнении домашних хозяйственных дел. Каждый взрослый член семьи должен вносить свой посильный вклад в семейный бюджет.
В воспитании детей немаловажно, чтобы родители подавали пример трудолюбия, рачительности и бережного отношения к вещам, материальным ценностям вообще. При этом необходимо стремиться к «золотой середине» – не впадать ни в скупость, ни в расточительность, ни в излишества. Даже в царской семье младшие дети донашивали одежду за старшими.
Воспитание любви к труду является одной из основ семейного воспитания. Грубой ошибкой многих современных семей, живущих в комфортных условиях крупных городов, является ограждение детей от всякого вида трудовой деятельности. Плодами такого родительского воспитания могут стать тунеядство, вредные привычки, асоциальное поведение и неприспособленность к жизни их великовозрастных чад.
Формами трудового воспитания могут быть разнообразные трудовые послушания, данные детям. К ним можно отнести и уборку квартиры, и наведение порядка в собственных игрушках, и покупку в магазине продуктов, и мытье посуды, и приготовление пищи. Дети могут привлекаться к помощи в ремонте квартиры, починке вещей и инструментов, шитью, работе на садовом участке и т.д. Желательно разделять обязанности между детьми, устанавливать между ними дежурства.
Трудовое воспитание в нашей культуре имеет многовековые традиции. Дети в патриархальных крестьянских семьях с малых лет приучались к труду. Сначала они выполняли самые простые работы: уборку в доме, сбор ягод, грибов. Со временем сфера деятельности ребенка постоянно расширялась. Ему поручали более трудные и ответственные задания: мальчику – вскапывание грядок, ношение воды из колодца, колка дров, а девочкам поручали готовить пищу, штопать, шить, нянчить младенцев. Все это готовило детей к самостоятельной жизни. Трудовое воспитание в крестьянской семье прививало детям навыки универсальной приспособленности к разным жизненным ситуациям. Этим во многом объяснялись находчивость и даровитость выходцев из крестьянского сословия в нашем Отечестве, которые, даже если не получали высокого уровня образования, имели многообразные жизненно-важные навыки.
Можно привести много ярких примеров из отечественной истории, когда выходец из крестьянской семьи становился известным человеком. Это Михаил Васильевич Ломоносов, это Тарас Григорьевич Шевченко, это Василий Иванович Агапкин, это Лидия Андреевна Русланова, это Георгий Константинович Жуков и многие другие.
Учебник прочитала и пересказала
Гузь Г.М.Поделиться ссылкой