НовостиНовости БогдановичаНравственное воспитание

Поговорим о внимании

Древние легенды вспоминают случай о том, как великий древнегреческий философ Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. Но во время похода он углубился в размышления по какому-то философскому вопросу и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда же он пришёл к определённому выводу, выяснилось, что войско ушло уже далеко вперёд, так как незадачливый воин простоял сосредоточившись несколько часов.

Вот такая сосредоточенность на главном стала поводом для разговора о рассеянности учёных. Но есть рассеянность другая – рассеянность от невнимательности, что характерна для сегодняшних школьников.

Показателем невнимательности и взрослых, и детей часто являются забытые вещи в электричке, в автобусе, в трамвае.

Давно известно, что великие учёные обладали исключительной особенностью к сосредоточению мысли на самом главном. А ведь основной элемент сосредоточения – внимание. Кому не приходилось обвинять в невнимательности себя или слышать о ней со стороны? Это и неудивительно – сосредоточить своё внимание на решающем, главном в данный момент, не умеют многие, а особенно дети в наши дни, когда информационное пространство увеличилось, уплотнилось, и всё захватили Интернет и виртуальная реальность.

У внимания есть свои коварные черты и тайны. Вероятно, кто-нибудь из вас, читатели, обращал внимание на то, что некоторые дети берутся сразу же за несколько дел и ни одного не доводят до конца. Вот это одна из тайн: заниматься даже двумя делами внимательно и сосредоточенно довольно трудно, если не сказать, мало результативно.

Тонко знающий психологию детей писатель Николай Носов в своём рассказе «Федина задача» описал именно такой случай. Может быть, помните, как Федя Рыбкин объединил решение задачи с прослушиванием песни по радио. А вот вывод, к которому герой пришёл: «Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял!»

Второй тайной или составляющей внимания является наблюдательность. Наблюдательность – это не всегда данное от природы качество. Наоборот, она очень подвижна, её можно развивать и тренировать.

Тренировать наблюдательность у ребёнка можно с раннего возраста, гуляя вместе с ним или целенаправленно работая со всевозможными карточками. Вспоминаю своих учеников – пятиклассников, которые, сидя на скамейке у дома, наблюдали за машинами, проходящими в разные стороны. Придумали такую игру: сколько машин прошло, какой марки и цвета.

Есть внимание и слуховое. Умение слушать во многом зависит и от него. И как результат умения слушать – умение понимать, запоминать. Эту особенность человеческой психики часто используют юмористы для создания комического эффекта.

Выше уже говорилось о том, что внимание можно улучшить.

Развивая общую внимательность не нужно выполнять никаких предварительных заданий. Достаточно просто выяснить, что осталось замеченным в той или иной ситуации или обстановке.

Тренируя направленную внимательность, нужно обязательно дать ребёнку конкретное задание. Например, рассмотреть какой-либо предмет или картину. А затем, отвлекши на некоторое время от него, спросить, что он запомнил в увиденном.

При тренировке целевого внимания ребёнку нужно дать понаблюдать отдельные детали явления или предмета, а затем уже само явление или предмет. Такая тренировка подобна игре в пазлы или сборку конструктора.

Даже если ребёнок на отсутствие внимания не жалуется, его можно совершенствовать, как, например, хороший скрипач совершенствуется в своём мастерстве, добиваясь виртуозности.

Кстати сказать, в последние годы в разных газетах и журналах появляются разделы, в которых помещают различные материалы по развитию наблюдательности, памяти, мышления. Вот лишь немногие из них: «Сравни 2 картинки, найди 10 отличий в них», «Исключи лишний предмет», «У какого зверя, птицы нет тени», «Найди спрятанные предметы» и т.д. Можно из материала составить картотеку для занятий с вашим ребёнком. И это пойдёт на пользу ему.

Формируя слуховую память ребёнка, можно использовать задания такого типа:

1. Мама попросила сына купить масло, мясо, мыло, спички. Он купил масло, сало, спички и мясо. Что забыл купить сын?

2. В перечне слов: «рот», «кот», «мот», «год» – вторым стоит «мот». Правильно?

Кроме того, можно придумать много заданий с цифрами.

Помогая своему ребёнку на ранних этапах его ученичества, вы тем самым избавите и себя от многих проблем, связанных с его учебной деятельностью.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

Поделиться ссылкой