Половое воспитание в семье
Первая часть статьи в этой теме
Воспитание мальчиков и девочек существенно различается. Это связано не только с тем, что мальчики и девочки имеют значимые различия в физическом и психическом планах, но и с тем, что в нашей культуре традиционно от мужчин и женщин ожидается различная линия поведения, перед ними в семейной жизни ставятся разные задачи.
Если родители хотят видеть свою дочь в будущем счастливой, то они должны позаботиться об этом заранее, воспитав её для будущей семейной жизни надлежащим образом. Прежде всего, надо помочь девушке и девочке в воспитании таких черт характера и выработке таких навыков поведения, которые помогли бы ей со временем стать любящей, верной женой, хорошей хозяйкой и заботливой матерью.
Психолог Е.А. Морозова отмечает, что « для девочки, девушки ведущими являются такие качества: терпеливость, милосердие, смирение, хозяйственность, эмоциональная отзывчивость. Все эти качества формируются у них в родительской семье».
В настоящее время в воспитании российских девочек в семье существует два основных подхода.
Первый характерен был в Советском Союзе, где женщина являлась активным строителем социалистического общества. Поэтому в девочке с раннего детства воспитывалась установка на общественную активность.
Второй обусловлен традиционными ценностями нашей культуры. При воспитании с помощью этого метода предполагается, что в будущем девочка станет любящей женой, хорошей хозяйкой и заботливой матерью.
Перед родителями стоит выбор, по какому пути семейного воспитания вести свою дочь. От того, какую цель родители ставят в воспитании дочери, во многом зависит её будущая судьба.
К сожалению, в современной России культивируется всё, что угодно, только не идеал доброй жены, хорошей хозяйки и заботливой матери. Прежде всего, это образы «женщины – вампира», «интеллектуалки» и «ангелоподобного существа».
Для девушки, воспитанной по типу «женщины – вампира», характерно яркое оформление своей внешности и вызывающее поведение. Такая девушка (женщина) полагает, что она имеет право считаться настоящей женщиной только в том случае, если мужчина падает к её ногам, сражённый её «красотой». У неё крайне редко возникают с мужчинами серьёзные отношения, которые могут закончиться созданием семьи. Обычно всё ограничивается бурным романом с трагическим концом.
Для девушки, воспитанной по типу «интеллектуалки», свойственна, прежде всего, жёсткая установка на карьеру. Такая девушка (женщина), добившись того, чего так желала, то есть карьерного роста, в итоге в зрелом возрасте нередко испытывает либо чувство одиночества, либо сильное чувство неудовлетворенности.
Для девушки, воспитанной по типу «ангелоподобного существа», характерно отношение к вопросам пола как к чему-то постыдному, что приводит к серьёзным негативным последствиям в семейной жизни в том случае, если она всё-таки состоится. Такой тип воспитания в настоящее время почти не встречается.
В настоящее время модели полового воспитания девушек несколько изменились. Средства массовой информации усиленно насаждают два основных образа девушек:
– «девушка как фотомодель». В этом случае эксплуатируются внешние данные девушки, для которой важны, прежде всего, хорошая внешность, манеры, фигура. Всё остальное не имеет значения. Исходной точкой является не воспитанность и характер, не сердце и ум, а «бедро». Как говорят в таком случае, всё должно быть от бедра: и мысли, и желания, и чувства»;
– «девушка как блудница». Этот тип поведения девушки порицается в наше время значительно меньше, чем это было в конце советского периода. Обманчивая лёгкость жизни оборачивается для девушки крушением судьбы. Те отношения, которые должны приносить радость в семейном союзе, эксплуатируются и превращаются в конвейер, который притупляет чувства, разрушает душу и подрывает телесное здоровье. Со временем у женщины формируется чувство отвращения к самой себе, чувство одиночества, опустошенности и депрессия.
Семейные установки формируются у детей не только в процессе полового воспитания, но и в результате усвоения ими модели супружеских и детско-родительских отношений в родительской семье. Но в современной России позитивные модели семейного взаимоотношения разрушены, а половое воспитание мальчиков и девочек искажено.
Нередко средства массовой информации навязывают нашему обществу разработанные на Западе проекты сексуального просвещения и внедряются такие ценности, которые вызывают у молодёжи нежелание в будущем создать собственную семью и иметь детей.
В последние десятилетия в СМИ образы женщины и мужчины стали преподноситься в ракурсе, который чужд нашей отечественной культуре, т.к. женщина рисуется независимой, уходящей от роли жены и матери, демонстрирующей высокомерную манеру поведения. Образ же мужчины, напротив, инфантильный, беспечный, менее ответственный и не особенно стремящийся опекать других.
Кроме того, в современных СМИ, прежде всего через рекламу, осуществляется широкая пропаганда распущенности и насилия.
А на занятиях по сексуальному просвещению наших детей учат их пользоваться контрацептивами, приравнивая их к лекарствам. 12-13-летним девочкам рассказывают о технологии абортов, считая, что уже в этом возрасте они имеют право на него.
К сожалению, во все времена в наших семьях допускали различные ошибки полового воспитания. Прежде всего, это бесполое воспитание. Именно в силу такого воспитания появляются женоподобные мужчины и мужеподобные женщины.
Второй распространённой ошибкой в половом воспитании является замена полового воспитания сексуальным просвещением. Пол – понятие более ёмкое, чем «сексуальность». Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни не может быть низведена до уровня сексуального просвещения, т.к. гармоничные семейные отношения гораздо богаче, чем супружеские отношения в физическом смысле.
Цель преподавания сексуального просвещения – это манипулирование психикой ребёнка и подростка, перевод его внимания с высших, духовных ценностей на низшие, плотские удовольствия, их культивирование. В основу такого подхода заложена точка зрения, с позиции которой человек рассматривается лишь как биологическая единица.
С точки зрения И.Я. Медведевой и Т.И. Шишовой, традиционная нравственность – это гранитные берега. Это устои. А устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу. И традиционные модели поведения необходимо воспитывать с самого раннего детства, что должно быть главным ориентиром при разработке программ по половому воспитанию.
Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.Поделиться ссылкой