Ребёнку нужны защита и тепло.
В последние десятилетия врачи-педиатры наблюдают всё более растущие заболевания детей, связанные с нарушениями в системе нервной деятельности. Это и заикание, и различные фобии.
Педагоги же и психологи также единодушны в одном: основной причиной такого состояния детей, их повышенной тревожности является то, что они не чувствуют защиты со стороны родителей (Хотя и чрезмерное опекание имеют место быть). А ребёнку важно понимать, что родители его любят и защитят даже тогда, когда они его ругают.
Когда же дети перестают чувствовать родительскую любовь и заботу? Во-первых, тогда, когда сами родители испытывают тревогу по любому поводу: неприятности на работе, в семье, недостаток материального обеспечения и т.д. Когда разговоры об этом ведутся часто и в присутствии ребёнка, который, к тому же, в это время то и дело обращается с чем-нибудь к родителям, это ещё более раздражает.
Во-вторых, когда родители бывают не только жёстки, но даже жестоки по отношению к своим детям. Причин для проявления излишней строгости и жестокости бывает иногда вполне достаточно.
Например, мама была когда-то круглой отличницей, а поэтому сын или дочь просто обязаны учиться на «отлично». А они не могут. У него не получается отлично рисовать, петь, она не любит математику, а в связи с этим у того или другого то и дело появляются «трёшки».
Бывает, что часто родители начинают выяснять из-за этого отношения с педагогами, те начинают давить на ребёнка. И тот оказывается между двумя прессами – не всякий может выдержать такую психическую нагрузку.
Бывает и так, что родители, чтобы вытащить своё чадо в хорошисты или отличники, нанимают репетиторов. Возникает не только психический, но и физический прессинг. А родителям бы отступиться да понять, что ребёнок не может, не дано ему быть Эйнштейном или Мацуевым. Так откуда уж тут ждать ребёнку защиты!..
Вообще, любой случай, когда ребёнок очень старается, но у него не получается, на него сильно влияет. Вот его бы и похвалить за старание, поддержать. Но часто этой поддержки не бывает.
Защиты у ребёнка не бывает и тогда, когда из-за этого родители ссорятся в его присутствии, или бабушки-дедушки вмешиваются в процесс воспитания от случая к случаю: взрослые скандалят уже между собой, а ребёнок чувствует себя виноватым. Где же защита? Нет её!
Ребёнок не робот, он может что-то не уметь, с чем-то не справляться, но разве можно его за это меньше любить? Его нужно понимать – тогда и будет защита.
Многие современные родители по причине своей занятости, как они часто говорят, бывают излишне сдержанны и неласковы, а ребёнку нужно прижаться к ним не только тогда, когда он маленький, но и в десять, и в тринадцать, и в пятнадцать лет. Иногда важно поддержать ребёнка не обязательно словом – иногда достаточно быть просто рядом. Быть рядом, помогая своим присутствием – это тоже поддержка.
Психологи же бьют тревогу: современные дети испытывают так называемый «тактильный голод», когда не чувствуют тепла материнских, отцовских рук. Они уходят из дома, чтобы за его порогом найти тепло и понимание. Но хорошо, если им встретятся настоящие, добрые люди. Но часто бывает наоборот.
Тепло детства греет человека всю оставшуюся жизнь – как хорошо, если это тепло там, в детстве, было. Тогда, став взрослым, этот человек поделится своим теплом с членами своей будущей семьи, согреет им своих уже теперь детей.
И как трудно жить человеку, если у него было всё, кроме родительского тепла.
Г. Гузь, ветеран педтруда.
Поделиться ссылкой