Рубеж нравственной обороны
Прежде чем начать разговор о долге нашего общества перед поколением будущего, хочется вспомнить старинную притчу. В древние времена жил народ, который возделывал землю, растил детей, отличаясь мирным характером. Но то и дело этот народ подвергался набегам диких племён, которые, чтобы уничтожить будущее и прошлое этого народа, в первую очередь убивали стариков – носителей памяти и детей – будущее его. Иногда они забирали младенцев , надеясь дальнейшим своим воспитанием уничтожить в них генетическую память о принадлежности к мирному народу.
Именно поэтому, защищаясь от варваров, воины спасали стариков, хранителей исторической памяти, и детей, которым предстояло продолжить историю рода. Младенцы же, захваченные врагом, были навсегда лишены рода и кровной принадлежности: варвары использовали их как жестоких воинов в своих набегах на мирный народ.
Кто-то скажет, что это всего лишь навсего притча, а не быль. Но даже в истории нашей Родины мы найдем десятки примеров того, как малые народности нашей страны, насчитывающие всего лишь несколько тысяч или даже сотен представителей, сумели за столетия сохранить свою национальную идентичность: язык, одежду, традиции и т.д. И, в свою очередь, можно привести множество примеров из мировой практики, когда коренные народы какого – либо региона планеты, насчитывающие сотни тысяч и даже более, утрачивали свою национальную самобытность. Очень яркий пример – индейцы Северной Америки, аборигены Австралии.
А вот теперь давайте поговорим о долге нашего общества перед молодым поколением. Если в древние времена племя или народность передавало из поколения в поколение свои заветы, то в наши дни, как вы знаете, государство и социум облекает свои обязанности по отношению к гражданам в различные нормативные акты.
Мы обратимся к одному из них, а это Закону РФ «Об образовании». Именно в нем говорится о ценностях и принципах образования. Их очень много, но мы возьмём, с нашей точки зрения, главные из них, которые направлены на формирование национальной самоидентичности будущего гражданина России.
Это, во-первых, гуманистическая природа воспитания и образования.
Во-вторых, единство федерального культурного и образовательного пространства (Подчеркнём – культурного).
В –третьих, защита национальных культурных традиций (Подчеркнём слова – национальных традиций).
В соответствии с данными принципами формируются задачи, стоящие перед образовательным сообществом нашей страны. Профессор А.В. Брушлинский пишет об этом так, что главная задача современной российской школы – «через взаимодействие педагога и подростка приобщить ребёнка к культуре своей Родины, воспитать понятие ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание человеком своей и национальной индивидуальности».
Пресытившись «достижениями» так называемой «западной цивилизации», мы начали вспоминать, то немногое русское, что ещё в нас осталось, и задаёмся вопросом: «С чего начинается Родина? И вообще, что такое Родина? И кто такие русские?»
Мы наконец – то вспомнили про то, как Наполеон бежал из России и как русские воины победно шествовали по Парижу и Берлину.
Предстоятель Русской православной церкви Патриарх Кирилл на заседании Двенадцатого Всемирного русского народного собора сказал: «Тенденция игнорирования русского народа, ревизия русской истории серьёзно расшатали веру в страну у многих соотечественников. Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России». Большую роль в формировании этого самосознания, по мнению предстоятеля Русской Православной Церкви, должны играть школа и учитель.
Так кто же такие русские? Думается, что не только запись в паспорте, знание русского языка определяют русского человека, но и любовь к русской литературе, поэзии, русской культуре.
Другой известный педагог В. Франкл считает, что «национальные ценности не передаются тем же путём, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, память сердца. Ценностям нельзя научить, их нужно переживать». Отсюда вытекает и задача педагогов – создавать такую воспитательно – нравственную ситуацию, в которой ребёнок, являясь субъектом взаимодействия, окунётся в атмосферу русской национальной культуры, почувствует себя частью социокультурного национального российского сообщества, а не какого – либо другого, английского или американского.
В связи с этим правительство РФ делает сегодня много для того, чтобы культурные традиции, обычаи народов России, а тем более государствообразующего русского народа, стали главной составляющей нашей сегодняшней образовательной действительности. Именно поэтому на сайте Министерства культуры РФ даны рекомендации и разъяснения по этому поводу. А у нас почему – то по – прежнему модными остаются языческие праздники Западной Европы, одним из которых является Хэллоуин.
Что он воспитывает в нашей молодёжи и подростках?! Неплохо было бы некоторым нашим чиновникам от культуры почитать недавно вышедшую книгу министра культуры РФ В. Р. Мединского «Мифы о России». Может быть, тогда они поймут, в чём должен заключаться смысл их работы. Ведь не зря об этой книге так много благодарных откликов от читателей и известных людей России. Илья Глазунов, народный художник, пишет: «Ваша книга о России – радостное событие в истории Руси». А Михаил Леонтьев, телеведущий, отметил: «Самое толковое пособие по русской истории… и западной русофобии».
В последние годы издано много литературы, рассказывающей о культурных и духовных традициях русского народа. Так почему же сегодня молодёжь не знает о национальной культуре своего народа, но принимает участие в языческих шабашах Западной Европы? Ответ один: что ей предлагается, то она и использует. А, может быть, используют молодёжь в своих целях те, кому чужда русская культура?
Первого ноября, оправляя службу по душам трагически погибших пассажиров лайнера А 321, Патриарх Кирилл с горечью и недоумением сказал, что в то время, когда во многих семьях России вошло горе, в увеселительных заведениях нашей страны в это же время праздновали сатанинский праздник Хэллоуин. В заключении своей речи Патриарх сказал: «Будем молиться и просить Господа простить неразумных участников этого действа и просветить сердца и души их!»
Так, где же он, рубеж нашей нравственной обороны? Мы думаем: он проходит через сердца людей, которые любят свою Родину, как любили её наши предки. Но на переднем крае обороны должны находиться школа и учреждения культуры.
Педагог-воспитатель Сизов Д.Н.
comments powered by HyperCommentsПоделиться ссылкой