Устарели ли законы морали?

Сегодня некоторым представителям нашего общества хочется ответить на вопрос так: «Да, устарели. И их нужно выбросить на свалку истории. Мы же живём в демократическом обществе, где всякий человек может делать всё то, что он хочет».

Но они, к сожалению, забывают о том, что такое общество – это не демократия, а анархия. Есть и такое определение социального, политического и морального устройства общества. И эти люди очень часто заявляют о необходимости главного, с их точки зрения, закона о неприкосновенности частной собственности.

А разве частная, личная жизнь человека не является той собственностью, которой не должны касаться грязными руками, не выносить на всеобщее обозрение, не трясти грязное бельё на каналах телевидения и страницах газет и журналов?

Именно этот мир, созданный СМИ, воздействует на внутренний мир человека с момента его появления на свет.

Разве можно в таких условиях воспитать те духовные качества, которые делают человека личностью, а общество скрепляют в народ? А это Честь, Достоинство, Совесть, Доброта, Справедливость, Порядочность, Трудолюбие. Именно они во все времена становились надёжным и прочным фундаментом формирования личности.

Что же теперь?! Нас учат зарабатывать деньги, не прилагая к этому сил. Нам показывают, как судятся муж с женой, деля нажитое добро, не вспоминая о детях, как отбирают у стариков и одиноких людей квартиры, заработанные ими честным трудом.

Вот только названия некоторых статей и передач: «Как стать миллионером?», «Заработай миллион», «Кто хочет стать миллионером?», «Деньги – под ногами», «Богатенький Ричи», «Бывшие подруги дерутся из-за миллионера» и т.д.

Дерутся, судятся, воюют, выгоняют, отправляют, пиарятся, разводятся, воруют, убивают – вот наиболее повторяющиеся слова и действия, которые характеризуют нашу жизнь сегодня. А где же другие: помогают, заботятся, строят, украшают, любят, опекают, делятся – слова, которые были характерными для нас ещё три десятка лет назад?

И если мы сегодня не поймём, что нужно менять подход к воспитанию детей, к отношению между людьми в обществе, мы потеряем себя как народ, для которого были присущи те высоконравственные черты, которые помогли нам выстоять в самой страшной войне, в войне с фашизмом.

Может быть, это покажется кому-то смешным и нелепым, но я иногда задумываюсь о том, смогли ли бы совершить те поступки, которая совершает современная молодёжь, те мальчишки и девчонки, которые с оружием в руках защищали нашу Родину.

И понимаю, что это несопоставимо. Мне скажут: сейчас другие времена. Да, времена бывают разные, но если в детях заложен моральный стержень семьёй, школой, то вырастут настоящие люди. И не стыдно будет за них, и будет это поддержка и родителям в старости, и стране в укреплении её основ.

В связи с этим мне вспоминается эпизод из романа Юрия Бондарева «Берег». Погибает молодой лейтенант Андрей Кряжко. Погибает уже в самом конце войны, спасая жизнь десяткам одетых в немецкие шинели мальчишек, которых эсэсовец заставил оказывать отчаянное сопротивление советским войскам. Когда Княжко шёл на смертельный риск, кто-то не выдержал и крикнул командиру: «Он ангел у вас? Святой?»

А всё дело в том, что юный лейтенант был цельной нравственной личностью. Он четко различал, где перед ним сознательный враг, а где обманутые фашистами юнцы. Он гибнет, и гибель его – гибель человека, верного высшим моральным принципам.

Вот и не могу представить, чтобы этот мальчишка, равный по возрасту ульяновским курсантам и будущим морякам из Калининграда, выполнял стриптиз, как делали это они, будущие лётчики и моряки, будущее нашей Родины.

А дело всё в том, что мы отказались от морали, ведь она – это сознательное ограничение, регламентация поступков, именно она говорила нам, что дозволено, а что – нет.

Но мы сегодня живём по другому принципу: что не запрещено, то дозволено. Вот и приходится нашим депутатам то и дело вносить поправки в законы. Да разве можно предусмотреть тысячи жизненных нюансов, щелей в законе, в которые можно пролезть, можно использовать? Для этого и существует мораль, моральное право.

Это категория строгая, не произвольная. Она связана с реальным образом жизни, общественной жизнью, а совсем не с тем, что кому-то что-то нравится. Мораль закрепляет в своих требованиях упорядочённость, определённую систему нравов. Поэтому каков образ жизни людей, таковы их моральные представления и устои. Иначе не бывает.

А что же сегодня? Можно ли помочь одиноко живущему пожилому человеку, как это было в советское время с тимуровцами? Нет, нельзя: родители возмущаются.

Можно ли спокойно отдыхать соседу в вечернее время? Даже если он болен?! Нет, я имею право до определённого времени врубать музыку так, что стены вздрагивают.

Может ли пожилой человек в общественном транспорте надеяться на то, что ему молодёжь уступит место? Нет! У нас демократия – все равны. Не успел сесть – стой! Пусть даже если тебе за 70-80 лет!

Можно приводить множество примеров того, как мы теряем свою нравственность. И это не пустые слова. Пустота же всегда заполняется чем-то, а в данном случае – безнравственностью. Это тревожный сигнал всем нам, нашему обществу.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

P.S. В последние дни января в Москве закончил работу Русский православный собор, который рассматривал эту же проблему «Сохранение законов нравственности российским обществом, в том числе традиционных основ православной семьи».

Оставить комментарий