НовостиНравственное воспитание

Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни. Часть 2

Продолжение, начало читайте в статье  “Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни“.

Прежде всего, через мать ребёнок познаёт первый опыт любви. Размышляя о природе женщины, С. Аверинцев отмечал: «Каждый из нас, кто был в младенчестве вскормлен материнской грудью и утешен материнской лаской, получил посвящение в высокие таинства».

Отказ многих в нашей стране от православных традиций привёл к тому, что часто родители (матери) отказываются от своих детей.

Важно не только родить ребенка, важно воспитать из него духовно здорового человека. А это возможно только при наличии опыта построения духовной жизни в семье, основанной на любви и верности.Нравственные основы семейной жизни

А что же говорят об этом религиозные традиции православной семьи? Согласно христианскому вероучению, брак – богоустановленный институт, что выражено в Книге Бытия в повествовании о сотворении жены как помощницы мужу.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его, и дети могут видеть в нём этот образ, то есть образ любви безграничной, любви самоотверженной, любви, которая готова на всё, чтобы спасти, обрадовать, воспитать свою семью.

В этом послании говорится не о владычестве мужа и подчинённости жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, на которую жена отвечает такой же жертвенной любовью.

Брак в православии не может быть «практичным» временным контрактом. Он не расторжим. Почему? Потому, что вера и верность, достойные такого имени, конца не знают. Потому, что завет Божий есть завет вечный.

Для христианской традиции важно сохранение таких семейных ценностей, как ценность супружеской любви и верности, ценность целомудрия, ценность рождения и воспитания детей, ценность отцовства и материнства, ценность любви к родителям и старшим поколениям, ценность построения семейного хозяйства, ценность семейного труда и семейных праздников, ценность семейных традиций и сохранения рода.

В своём взаимоотношении эти ценности и образуют каркас того, что мы называем семейным счастьем и к чему мы осознанно или не вполне осознанно стремимся в своей жизни.

А как же дело обстоит в исламском мире? Единственно правильной формой общения состоящих в браке мужчины и женщины, по взглядам ислама, является согласие каждого из них с семейными обязанностями и функциями, возлагаемыми на них во имя создания крепкой семьи и благополучия для всех её членов.

Ислам не считает мелочью распущенность в интимных отношениях между мужчиной и женщиной. С точки зрения ислама, это не просто неприличный поступок, а преступление, уничтожение основ человеческой цивилизации, грозящее ей гибелью и вымиранием.

Так, например, в исламе существует положение о необходимости ношения покрывала для женщины, закрывающее лицо, запрещено беспричинное присутствие чужих мужчин и женщин в общественных местах.

Главная цель и принципиальная суть этих запретов состоит в том, чтобы сберечь и укрепить семью.

Ислам не одобряет различные обычаи, которые затрудняют и усложняют вступление в брак. Должна соблюдаться умеренность в размере приданого женщины и калыма мужчины с той целью, чтобы эти выплаты были посильными для обеих сторон.

Как и в христианстве, в исламе мужчину считают наставником жены, ответственным за семейное благополучие. Женщине ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги, а детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними.

Ислам не поощряет домашний беспорядок, безответственность и отсутствие в семье настоящего хозяина.

Мужчине предписывается относиться к женщине снисходительно, прощать многие её слабости, если они не противоречат шариату (закону ислама) и не в ущерб её основным обязанностям.

Ислам старается сохранить брачные узы, пока между супругами сохраняется обстановка любви, сердечности, дружелюбия, по крайней мере, нормальные взаимоотношения. Если создание такой обстановки невозможно, если в семейной жизни вместо милосердия воцарилась ненависть, то исламский суд вправе расторгнуть брак.

Создание семьи в иудаизме понимается не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его  Божественного предназначения.

Отношение иудаизма к семье вытекает из устоявшегося миропонимания, согласно которому семья – понятие вполне определённое и чётко сформулированное в системе основных догм еврейской веры.

    Основная цель и главная задача семьи в иудаизме – это продолжение человеческого рода. Иудаизм рассматривает брак и создание семейной ячейки как непреложные обязанности каждого, вытекающие из Божественного повеления «плодитесь и размножайтесь».

    В этой религии проводится тесная связь между религиозными представлениями и учением о браке. Настоящий брак, основанный на этом учении, создаёт благоприятную среду, необходимую для того, чтобы вырастить здоровых, морально и духовно устойчивых детей, сознающих свою особую миссию и привилегию – быть членами общины Израиля.

Так же, как и в христианской традиции, иудаизм признаёт, что одно из главных предназначений брака – общение и любовь супругов.

В иудаизме, как и в исламе, не признаётся безбрачие: «Человек, отказывающийся от брака, лишён благословения, святости – … мира и покоя. (Иевамат, 626).

Представления о счастье в иудейской традиции сходны с христианскими.

То, что делает семью счастливой, – это, прежде всего, желание дать друг другу радость, доставить друг другу удовольствие: «Всегда будьте внимательны, заботьтесь о том, чтобы всю жизнь стремиться доставить друг другу удовольствие».

Таковы представления о семье в основных религиях мира.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.МПоделиться ссылкой