Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

Ценность личностного общения наиболее полно реализуется в семейных отношениях. Под этой полнотой подразумевается, что супруги общаются друг с другом и на духовном, и на душевном, и на телесном уровне.

Нравственные основы семейной жизни

 

Духовное единство в общении бывает у единомышленников и единоверцев. Душевное единство в общении можно найти в различных человеческих сообществах, в которых люди разделяют душевные переживания друг друга – скорби и радости. Телесное общение характерно как для людей, так и для представителей животного мира.

Долговременный закономерный и динамичный процесс развития отношений супругов на всех трёх уровнях человеческого бытия характеризует полноту семейного общения. Связующей же силой семейного общения является любовь.

Семья – надёжное пристанище родных людей в скорбях и радостях. Семья – залог рождения здоровых и чистых от пороков детей и надёжный хранитель старости. Семья – это школа любви.

Несмотря на то, что супруги имеют телесное общение друг с другом, брак является хранителем целомудрия. Оно выражается в чистоте сердца и мире совести. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Брак есть врачевство, истребляющее блуд. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире».

Полнота семейной жизни обретается тогда, когда супруги имеют единый взгляд на жизнь в разных её проявлениях. Поэтому в идеале мировоззрения супругов должны быть созвучны или едины.

Но эта гармония мировоззрений мужа и жены не может возникнуть в один день. В семье происходит постепенное единение жизни. Этот процесс во многом зависит  от степени сходства или различий их характеров и убеждений на момент регистрации брака.

Многое зависит и от того, насколько супруги подходят друг другу по культурному уровню, уровню образования, особенностям воспитания, религиозным убеждениям и др.

Некоторыми из факторов риска в семейных отношениях являются следующие: взгляд на деторождение, профессиональную деятельность жены, главенство в семье.

Поэтому в семейной жизни очень большое значение имеют умение и желание супругов идти навстречу друг другу, не считать свою точку зрения единственно верной.

Образ жизни человека, достижение им личного и семейного счастья во многом зависят от того, в чём он видит смысл жизни и видит ли его вообще. Философ С. Франк писал: «Русский человек страдает от бессмыслицы жизни. Он остро чувствует, что, если он просто «живёт как все» — ест, пьёт, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живёт в туманном, бессмысленном водовороте; как щепка, уносится течением времени и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете. Он всем существом своим ощущает, что нужно не «просто жить, а жить для чего-то».

Некоторые люди, не находя выхода из создавшейся ситуации, пытаются заполнить внутреннюю духовную пустоту каким-либо внешним суррогатом, позволяющим на время забыть о происходящем с ним. Одни начинают стремиться к богатству, наивно полагая, что оно может привести к счастью. Но материальные потребности не насыщаемы: чем их больше, тем больше хочется иметь.

Психолог Т.А. Флоренская отмечает, что привязанность человека к одним лишь материальным ценностям, к деньгам – это своего рода болезнь, суть которой состоит в извращении человеческих потребностей. В человеке развивается патологическая жадность, которая разрушает его духовно.

Другие люди пытаются заполнить свою духовную пустоту всевозможными развлечениями и удовольствиями. Не достигая искомого, они ищут более острых ощущений в наркотиках, алкоголе, становятся заядлыми курильщиками. По свидетельству американских исследователей, 100% случаев наркомании связано с потерей или непониманием смысла жизни. Но если человек становится на этот путь, то он встречается с ещё большими страданиями.

Истинный же смысл жизни обретается в любви. Личность обретает оправдание своему существованию через жертву собственным эгоизмом. Тем самым она поднимается над собственным эгоистическим началом и принимает во всей полноте предмет своей любви. Любовь же имеет вечное измерение. Любовь дарует человеку примирение с жизнью и восприятие жизни как дара. Бытие переживается человеком как любовь к Другому. Посредством любви человек достигает единства бытия.

Томас Мертон писал: «Мы созданы для любви. Пока мы одни, жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой. Тайну своей жизни не откроешь, размышляя в одиночестве. Смысл жизни – тайна, и открывается она в любви, через того, кого мы любим».

Человек, который не обретает полноту семейной жизни, часто испытывает внутренний кризис потери смысла жизни. Особенно это часто происходит с мужчинами при распаде семьи. И это его может толкнуть на асоциальные формы поведения: пьянство, преступную жизнь  и бездомное существование. Значительная часть случаев смерти мужского населения России в молодом, трудоспособном возрасте объясняется потерей смысла жизни.

В выборе смысла жизни русский философ С. Франк даёт такой совет: «Смысл жизни… должен мыслиться во всяком случае как некое вечное начало. Всё, что совершается во времени, всё, что возникает и исчезает, будучи частью и отрывком жизни как целого, тем самым никак не может обосновать её смысла».

Таким образом, смысл жизни любого человека  должен быть воплощён в том, что останется на земле после его ухода в вечность. Ведь не зря наши предки видели задачу своего существования в том, чтобы вырастить сына и посадить дерево. И то, и другое – это след на земле.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.

Оставить комментарий