Почему ябедничают дети?
Вспоминаю своё деревенское детство и сестрёнку одноклассника. Купались ли мы в речке, играли ли в нехитрые игры или занимались каким-то ребячьим делом, как будто из-под земли, появлялась она с одним и тем же восклицаем: «Ага, Витька, я маме скажу-у-у»! При этом она не обращала внимания, есть ли, нет ли причины жаловаться. Братья, а их было двое, старались с ней и по- плохому, и по-хорошему договориться, но ничто не помогало.
Наверное, многие родители помнят из своего детства таких «ябед-корябед», от которых часто страдали другие дети. В чём же тут дело? Стоит Всё-таки разобраться в том, почему некоторых детей прямо так и тянет за язык поябедничать. А ябедничать дети начинают ещё в дошкольном возрасте.
Учёные психологи отмечают несколько наиболее известных причин этого явления.
Во-первых, это обострённое чувство справедливости заставляет ребёнка сказать правду, в то время как другие дети считают ябедничеством. Ребёнок подходит к воспитателю в детском саду и говорит: «А Петя сломал машинку. А Саша говорил нехорошие слова. Алина в вашу сумку заглядывала». В таком случае ребёнок видит несправедливое, неправильное, но ещё не знает, как остановить нарушителя правил, и ябедничает.
Во-вторых, может заставлять ребёнка жаловаться взрослым, как это ни удивительно, забота о друзьях, братьях или сестрах. Тогда дети говорят: «Мама, а Юра шарфик не надел, он простудится. А Софья в лужу залезла и ноги намочила- она заболеет». Мы видим, что ребёнок хочет предотвратить неприятные последствия, в котором могут оказаться близкие его. А его тоже записывают в ябеды.
В-третьих, ябедничать очень часто начинают дети, которым не хватает внимания взрослых, которых редко хвалят. Такая похвала с их стороны, как «Спасибо, что сказала», «Молодец, что не оставил без внимания», толкает ребёнка на лёгкое зарабатывания приятных ему слов.
В «разряд ябед» попадают и те дети, которых, наоборот, очень опекают родители, другие взрослые. При всяком пустяке они бросаются на помощь своему ребёнку, как только тот произнесёт: «А Антоша забрал у меня карандаш. А Таня обзывается. А меня ребята обижают». У таких детей, даже если они уже стали подростками, никогда не будет ни желания, ни возможности проявить самостоятельность и характер. А ведь такие проблемы он должен решать сам, ведь родители не всегда будут с ним рядом.
Есть ещё одна не очень хорошая причина-это желание получить расположение взрослого, будь это бабушка, воспитатель, учитель. Многие дети думают, что оценки им ставят не за знания, а за симпатии. Такие дети изо всех сил стараются понравиться учителю и сообщают обо всём, что, по их мнению, должно заслуживать внимания педагога. В таком случае плохо, если учитель вовремя не остановил, не объяснил ребёнку, как нужно поступать в том или ином случае.
Что же делать родителям, если они заметили такую черту у своего ребёнка?
Прежде всего, нужно научить ребёнка некоторым жизненным правилам. И чем раньше он их узнает, тем легче будет его дальнейшая жизнь.
А правила эти такие:
– никогда не раскрывай чужие секреты: если кто-то с тобой поделился тайной, то об этом нельзя рассказывать. Исключение может быть только одно: секрет, содержащий в себе угрозу для жизни;
– никогда никого не обсуждай и не осуждай: лучше задумайся, почему человек, на твой взгляд, плохо поступает? Особенно не нужно осуждать за не очень новую и красивую одежду, отсутствие мобильного телефона или он стар и т.д. Может быть, в его семье нет лишних средств;
-постарайся сам нарушителю сказать, что тебе в его поступке не нравится, прежде чем жаловаться на него. Нужно не только сказать, чтобы он не делал плохо, а попытаться остановить его. Возможно, тогда сверстник задумается и одумается;
-старайся возникающие конфликты со сверстниками решать самостоятельно, ведь ты не трус! А ещё это важнее,- если считаешь, что правда на твоей стороне. Привыкший в детстве ребёнок во всём полагаться на помощь родителей, став взрослым, будет так же надеяться только на них и никогда не станет самостоятельным, самодостаточным человеком.
-не нужно только бояться звать на помощь, если кому-то угрожает физическая опасность-вот тут молчать нельзя! Ведь твой друг или знакомый может обжечься, утонуть, погибнуть.
Очень важно донести до ребёнка эти нехитрые правила с помощью мультфильмов, сказок, притч, произведений детской литературы и просто на основе жизненных ситуаций.
Возвращаюсь опять к воспоминаниям из детства. Сестрёнку свою мой одноклассник с братьями «воспитывали по-своему»: били, обзывали, не брали с собой в игры. Этим они её не перевоспитали. Нужно было родителям заняться и уделить внимание девочке.
Наказывать ребёнка, который ябедничает, бесполезно. А вот объяснить ему, как надо поступать, отличать белое от чёрного, просто необходимо. Ведь сам он пока этого делать не умеет, и помочь ему понять, что такое хорошо и что такое плохо, взрослые не только должны, а обязаны. И не нужно нравоучений, а через игру, сказки, мультфильмы.
В связи с этим вспоминается повесть А. М. Горького. Маленький Алёша решил сделать подарок, окрасив скатерть. А Саша, сродный брат, который и посоветовал ему сделать это, нажаловался деду Каширину. Наказал дед обоих: Сашу-за доносительство, Алёшу-за порчу скатерти. Конечно, действие деда несправедливы по отношению к Алёше. Но важны слова, сказанные стариком Кашириным внуку Саше: «А тебе за доносительство-в первую голову»!
Г.Гузь, ветеран педтруда.
Поделиться ссылкой