Мы помним, мы гордимся!

Музей боевой и трудовой славы школы-интерната № 9 в городе Богдановиче основан в 1969 году. Во главе с директором И.В. Кулябиным первые педагоги (многие из них были фронтовиками) стали организаторами и составителями фондов этого музея. Они заложили основу всего, что и сегодня бережно хранится в школе. И не только хранится, но и активно используется для поддержания славных и добрых традиций.

Легко ли сегодня поддерживать традиции? На этот вопрос я попросила ответить директора школы-интерната № 9 О.В. Пенских. Вот что сказала Ольга Валентиновна:

«Нет, не очень легко, особенно – в материальном плане. Большие масштабы, площади, фонды – все это требует достаточных денежных вложений, что не всегда предусматривает наша школьная смета. Но мы не жалуемся, понимаем, что обязаны хранить память о своих предках, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства. Музей жив, благодаря спонсорской помощи и безвозмездному труду педагогов, которые тоже порой делают в него материальные вложения. Спасибо и дарителям, которые приносят к нам свои коллекции и раритеты. Также очень приятно, что с нами сотрудничают общественные организации. Например, «Военные моряки городского округа Богданович», у нас в музее оборудована их комната – кают-компания. И у школьников есть возможность посмотреть на морские вещи… В музее мы часто проводим мероприятия по патриотическому воспитанию для учащихся разных школ городского округа Богданович. Но хочется, чтобы гораздо больше людей могли ознакомиться с архивами музея. Здесь собран богатый и ценный материал, который, думаю, каждый уважающий себя житель нашего городского округа должен видеть!»

Хранителем музея с самого основания долгие годы работала Галина Павловна Феклушина, учитель географии и биологии, и в пенсионном возрасте она продолжала трудиться, будучи уже педагогом дополнительного образования. Можно сказать, что она всю свою жизнь посвятила школьному музею. Оформлением занимался местный художник Ефим Родионович Ковалев.
Сейчас за состояние дел в музее отвечает учитель истории Ирина Александровна Верзилова.

«У нас собраны портреты и факты из жизни людей, – рассказывает она, – которые прославили, прославляют наш городской округ Богданович. Хорошо, когда вроде бы посторонние люди, приходя к нам, радуются, узнавая на портрете или фотографии своих родственников: бабушек, дедушек, прабабушек… Недавно из Тюмени приезжала правнучка Героя Советского Союза П.М. Перепечина. Она делала проект, посвященный юбилею Победы и своему прадедушке. Приехала вместе со своей мамой – обе сказали, что приятно удивлены, увидев, как бережно и почетно в нашем музее хранится память об их близком родственнике.

Здесь есть разные экспозиции. Вот «Уральская горница»: комод и рушники, ухваты и горшки, старинная икона, гусли «Перепелочка» и другая старинная домашняя утварь.
Есть экспозиции, посвященные железной дороге и педагогам, в разные годы работавшим в школе-интернате № 9.
Вот комната, посвященная истории 167 Сумско-Киевской дивизии, которая формировалась в начале Великой Отечественной войны в районе города Сухой Лог Свердловской области (раньше Богданович входил в район Сухого Лога). Здесь вещи Нины Тимофеевны Ричняк, ветерана ВОВ, ее боевые награды, форма… Есть вещи с Курской дуги: каска, саперная лопатка, портупея, котелок, гильзы от снарядов, земля в баночке… Здесь некоторые маленькие посетители сегодня впервые узнают, что у модного слова планшет есть совсем другое значение. Им рассказывают, что в военно-полевых условиях планшет – это сумка, которая служила командиру сейфом для хранения документов и одновременно письменным столом. Однако, этот же планшет делал офицера приметной мишенью для противника, стремившегося заполучить секретные документы и важную информацию… В этой музейной комнате также можно увидеть продуктовые талоны послевоенного времени, карточки на хлеб.
Ученица второго класса принесла в музей письмо, которое получила недавно ее бабушка от Ассоциации поисковых отрядов «Возвращение». В письме – информация, которая пролила свет на историю ее прадедушки: «Лучшевой Зое Ниловне, в ответ на запрос по уточнению судьбы Колегова Нила Семеновича, 1895 года рождения, пропавшего без вести в январе 1941 года, сообщаем, что в ходе проведения архивной работы установлено следующее: Колегов Нил Семенович 16 января 1942 года умер от ран в госпитале № 2386 г. Москва. По данным обобщенного банка данных центрального архива министерства обороны РФ, г. Подольск Московской области, в донесении о безвозвратных потерях 1205 полка 363 стрелковой дивизии, в именных списках безвозвратных потерь личного состава значится: умер от ран. В документах госпиталя за этот период имеется запись об этом. Захоронен в братской могиле захоронения прахов кремированных воинов, Донское кладбище, г. Москва». Несколько официальных строк, деловым стилем, а за ними – много боли, слез, воспоминаний о войне, исковеркавшей миллионы человеческих судеб. И в том числе – судеб наших земляков…
Большой интерес у посетителей вызывает частная коллекция моделей боевых и гражданских самолетов, которую передал недавно в дар музею житель города Богдановича, депутат районной Думы В.Р. Эреджепов. Валерий Романович когда-то окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации, и тяга к этому делу осталась в душе, найдя выход в коллекционировании моделей самолетов. В подаренной экспозиции – более 300 моделей. Некоторым из них потребовалась реконструкция. Примечательно, что школьники вызвались сами восстановить полностью коллекцию под руководством воспитателя восьмого класса Юлии Владимировны Лескиной.
К юбилею школы, в 2012 году, в музее была открыта комната олимпийского движения – под девизом «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!». Здесь располагаются кубки, грамоты, медали, вымпелы, фотографии спортсменов. В коллекции статуэток олимпийских богов представлены почти все виды спорта.

«Считаю, что у нас – самый лучший музей в городе, – говорит девятиклассница Валерия Озорнина, – и мы гордимся этим! Мне нравится комната олимпийского движения, сама спортсменка, занимаюсь баскетболом».

1
Наталья Крамарева поддерживает одноклассницу Наталью:

«Очень хорошо, что в нашей школе есть такой музей. В нем для нас проводят интересные экскурсии, мероприятия. Тут такие диорамы, картины – все красочно оформлено, это помогает полнее представить картину происходившего».

Рассказывает Марина Николаевна Ситникова, заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната № 9:

«У нас в школе ведется большая работа по патриотическому воспитанию. Это не разовые акции, а дела, основанные на многолетних традициях. Например, на нашем попечении находится памятник, который расположен на 286 километре Каменск-Уральской железнодорожной ветки. Это памятник участникам гражданской войны. Там кирпичный обелиск и оградка. Обычно в конце апреля – начале мая мы с ребятами ходим туда, красим, белим, чистим… У этого памятника нет паспорта, он нигде не числится как материальный объект. Но ведь это тоже Память. Да, сегодня по-разному люди относятся к тем событиям. Говорят, что на этом месте белогвардейцами были расстреляны местные жители, сочувствовавшие Советской власти и Красной армии. В те годы много наших предков было расстреляно, с обеих сторон лилась кровь в гражданском противостоянии. И тем более нужно об этом знать и помнить, чтобы получать уроки истории и делать правильные выводы, не допускать раскола в обществе».

Активно и с удовольствием учащиеся школы-интерната № 9 участвуют в различных акциях: «Открытка ветерану», «Письмо ветерану», «Красные маки». На общешкольной линейке, которая проходит здесь по средам каждую неделю , они рады получать благодарственные письма за какие-либо достижения. Это стимулирует и вдохновляет на новые хорошие дела.
Ежегодно в школу приглашают жительниц блокадного Ленинграда, их в Богдановиче осталось всего четыре – устраивают для них чаепития, вручают подарки, сделанные детьми. Частые гости в музее – представители городского Совета ветеранов.
В эти апрельские дни ребята вместе с педагогами ходят к ветеранам домой, поздравляют с наступающим Днем Победы.

«Здорово, что сегодня есть много людей, – говорит О.В. Пенских, – которые принимают активное участие в мероприятиях, посвященных юбилею Победы. Только это не должно быть разовой акцией накануне большого праздника. Например, «Купи наклейку со словами: «Я помню, я горжусь», повяжи ленточку, укрась машину». Память – это не мода, не обязанность. Всегда нужно и помнить, и гордиться, а не только к юбилею Победы. Уважительное отношение к истории всегда должно жить в душе человека. Наш коллектив гордится, что у нас есть такой замечательный музей, в котором десятилетиями проводится работа по патриотическому воспитанию. Мы продолжаем традиции, основанные задолго до нас!

 

2

 

Радует, что сегодняшнее поколение нельзя назвать потерянным. Хорошо, что есть взрослые люди, которые умеют организовать, заинтересовать детей. Патриотическое воспитание, конечно, зависит от взрослых, и не только от педагогов, но и, в первую очередь, от семьи. Вспомните, мамы и папы, когда вместе с детьми вы посещали музей? Совместно пережитые эмоции от всего увиденного там принесут только пользу».

Поскольку в музее школы-интерната № 9 экскурсоводами являются сами учителя и дети, а для них главное – это расписание уроков, то посетить этот музей можно только по предварительной заявке, во второй половине дня, организованными группами до 15 человек.
Марина БоярскаяПоделиться ссылкой