Научитель ждать
Часто родители жалуются на нетерпеливость, непоседливость своего чада: «И минуты не посидит!», «Совсем не хочет терпеть!», «Не знаю, что и делать. Если что-то втемяшилось ему в голову — вынь да положь!» Посмотрим в зеркало. Вот мы нервно переступаем с ноги на ногу перед медленно вскипающим чайником. Вот мы страшно клянем где-то задержавшийся троллейбус — мы опаздываем на ра-боту.
Вот мы, стоя в храме, негодующе смотрим в спину копающейся в сумке на исповеди старушки, время идет, а на исповедь-то народищу! Вот мы просим Бога в молитве об устроении дел и не мо-жем дождаться: что ж так медлит Господь-то?!
У кого ребенку научиться терпению? Ребенок подвижен, его внутреннее время бежит по-другому, чем у взрослого. Он еще не знает, что воде надо нагреться, прежде чем закипеть, что троллейбус застрял в пробке, что если человек исповедуется, то нужно славить Бога, что еще один человек снимает с себя бремя греха.
Терпению надо не только учить, терпению надо и учиться самому.
А мы кричим: «Давай быстрей!», «Долго еще будешь копаться?», «Домой сейчас же!»
Почти все дети по разным причинам не справляются с темпами, заданными взрослыми.
Некоторые дети просто медлительней осталь-ных по причинам особого душевного склада или телесного здоровья. Кто-то самозабвенно углубляется в игру, кто-то пытливо исследует непонятную вещь, кто-то просто задумался. Разве вы не задумываетесь иногда?
Дети — тоже люди. Ведь взрос-лые получаются из детей. Поэтому уважайте детей, как вы привыкли уважать чувства и занятия взрослых.
А что же делать? Нельзя же оставить ребен-ка делать все так, как ему удобнее? Конечно, нельзя.
Правильнее так:
До 7 лет: «Давай достроим дом, а потом …» «Я досчитаю до десяти, и когда досчитаю…» «Давай я пока соберусь, а ты долепи зайца…» «Пообещай мне, что ты прокатишься еще один кружок, и тогда пойдем домой» или «Я тебе еще один раз прокачу, и — все. Только один раз». Ребенок капризничает, хочет не вовремя смотреть мультфильм, прокатиться с горки, бросить в лужу камушки… Вместо того, чтобы тратить десять минут на рев и упреки, лучше твердо скажите: «Можно, но ОДИН раз. Пообе-щай, что после этого мы пойдем дальше». Не поддавайтесь на «еще разочек», и вы поможете ребенку научиться держать слово. Сначала – в малом, а потом – и в большом.
После 7 лет: напомните минут за 20 до назначенного времени: «Скоро тебе пора ужи-нать, спать, делать уроки…», «У тебя есть еще 12 с половиной минут», «Мадмуазель, девуш-ка из благородной семьи в это время уже…», «Поздравляю, ваше время истекло. Труба зо-вет, карета подана… Точность — вежливость королей…» Главное, — не срывайтесь сами. Не топайте ногами, не кричите, не угрожайте, не хлопайте дверьми и не стучите предметами. РЕБЕНОК ВАС ОЧЕНЬ ХОРОШО СЛЫШИТ.
Проявите уважение, дипломатию и твердость.
Если необходимость вынуждает вас к не-медленным действиям, твердо и решительно, но обязательно весело и жизнерадостно, при-казывайте! Не вступайте в препирательства и торговлю, примените физическую силу — об-нимите за плечи и уведите. Не дергайте, не трясите и не пинайте, как это часто бывает, особенно в обращении с мальчиками.
Отдернуть и оттолкнуть можно от огня, с проезжей части и т.д. Из неправильной компа-нии, с горки или от телевизора можно только увести. Иначе в душе ребенка вспыхнет обида, которая не прибавит взаимопонимания.
Запомните: уважать ребенка не зна-чит ему потакать и все позволять, под-страивая под его причуды свою жизнь. Уважать — значит понимать, что перед вами полноценная личность, содержащая в себе образ и подобие Божие, что ваш ребенок, несмотря на малолетство и не-опытность, — полноценная личность, обладающая свободой воли, совестью, ра-зумом и чувствами.
Помните, что воспитание не предпола-гает оскорбления. Назидание и наказа-ние, совершенные с любовью и без гнева за действительные проступки, должны быть соотносимы по своей силе с ними.
Отрывок из книги: «Трудные вопросы воспитания»Поделиться ссылкой