Не учите несбыточному!
Не обещайте невозможного. Не пугайте невероятным. Не лгите, отвечая на «сложные» вопросы. Различайте надежду истинную и ложную.
Дорогие папы и мамы! Если бы вы знали, сколько детских сердец захлопнулись перед родителями из-за нелепых, несбыточных, лживых обещаний! Мимоходом оброненное и прочно забытое «завтра куплю», «в выходные сходим», «будет тебе такой же велосипед» порождает в детском сердце надежду, ведь дети по природе своей склонны верить взрослым. Когда взрослые нарушают свои обещания, они своими руками разрушают детскую веру и доверие ко всем их словам и обещаниям.
Если вы, в целях воспитания, пугаете своего ребенка, что его заберут инопланетяне, милиция, детдом и т.д., чтобы быть последовательными и не упасть в собственных глазах, вы должны будете в случае неповиновения организовать прилет инопланетян, сдачу ребенка в милицию или оформить его в детский дом. В противном случае ваш ребенок решит, что вы лжец, трепло и болтун, и грош цена всем вашим пустопорожним обещаниям и угрозам. Все ваши внушения пройдут мимо его ушей, потому что чадо на опыте убедится, как мало вы можете на деле. Поэтому, наказывая ребенка, лишайте его сладкого, просмотра мультфильма, прогулки, общения с друзьями, карманных денег и т.п. И если уж пообещали наказать, как бы вам неохото было бы слушать его претензии и приставания, — накажите. Иначе зачем вообще тогда что-то говорить? Просто сделайте вид, что вы ничего не заметили. По крайней мере, это не превратит вас в лжеца.
Не лгите, отвечая на «сложные», неприятные, «не вовремя» заданные вопросы.
Если же затрудняетесь с ответом, то так честно и скажите: «Сын (дочь), — это вопрос очень трудный для меня, и я не готов сейчас на него ответить. Я должен подумать до завтра. И ты подумай над этим вопросом. А завтра мы сядем и поговорим». Нам кажется, что если мы произнесем такую фразу, то наш авторитет всезнаек рухнет. Но поверьте: гораздо быстрее авторитет пошатнется, если мы соврем или отмахнемся. И, коль вы дали обещание ответить завтра, то не забывайте о нем, найдите ответ и поговорите с ребенком. Это поможет вашему сближению и, наоборот, только укрепит доверие к вам как ко взрослому и воспитателю.
Не внушайте ребенку суетных, обманчивых и бесплодных надежд! Не воспитывайте его в уверенности, что «все возможно, стоит только захотеть». Не учите полагаться на «авось» и «небось». Не раздувайте в нем мечтательности и тщеславия. Вспомните романы Чарльза Диккенса «Большие надежды» и Оноде Бальзака «Утраченные иллюзии».
Вообще, надежда — это такой необходимый и сложный предмет в жизни каждого человека, что стоит побеседовать о ней подробнее. Дело в том, что господствующие в нашем обществе идеологии разрушают в человеке, и особенно в ребенке, самые важные для нормального развития личности качества и способности: способность к вере, дружбе и любви. Все современное искусство и культура своими образами учат ребенка агрессии, внушают ему, что только сильный супергерой — одиночка (причем либо колдун, либо мутант, обладающий какими-нибудь звериными паучье-кошачье-мышиными навыками) способен противостоять абсолютно враждебному для человека миру. Результатом этого является бессознательное нежелание ребенка жить и трудиться в таком мире. Ребенок ЛИШЕН НАДЕЖДЫ на победу добра и конечный смысл своего существования. Ребенка учат надеяться на деньги, власть, телесное превосходство. Но эти качества не являются нравственной ценностью.
Это лишь ложные ценности мира сего, которые не способны осчастливить тех, кто ими обладает. Часто, когда ребенок глядит вслед роскошному автомобилю, он представляет себе, как счастлив тот, кто в нем едет. Так могут думать и взрослые. Но сам по себе автомобиль не создан делать счастливым, он действительно лишь средство передвижения, которое превратили в символ счастья торговцы автомобилями. По опыту мы как раз знаем, что чаще всего владельцы роскошных машин ведут весьма неспокойную жизнь, ежеминутно опасаясь за себя, свой бизнес, своих близких, так как их богатство притягивает криминал, как мед насекомых.
Поэтому, чтобы ребенок мог вырасти не ущербным, а полноценным человеком, родителям следует объяснить ему разницу между «быть» счастливым и «казаться» таковым. Корень же неуверенности и ложной самоуверенности лежит именно здесь: в неразличении и в неимении такой добродетели, как надежда, в неумении надеяться.
Итак, мы различаем два рода надежды: истинную и ложную.
Истинная или, что то же, христианская надежда, не есть простое и бесплодное желание и мечтание о том, что «все будет хорошо». Надежда есть добровольная и плодоносная решимость. В этой решимости совмещаются как готовность сносить все приключающиеся неприятности, так и вера в то, что Господь устроит все для нас самым нужным образом, полезным и ведущим ко спасению. Такой надежде необходимо общение с Богом — молитва. Ложная надежда — это самообман, в котором мы уверяем себя, что все будет хорошо, основывая свою уверенность на таком непрочном основании, как просчитывание обстоятельств, не имея при этом всей информации о ситуации; или просто надеемся на «авось»: «рассосется само». Конечно, и в таком случае Господь не оставляет человека, чтобы тому не погибнуть, но все же спасаемся мы тогда «как бы из огня», чаще всего с большим ущербом для себя.
Отрывок из книги “Трудные вопросы воспитания”
Поделиться ссылкой