Интересно посмотретьНовостиНовости БогдановичаНравственное воспитание

От чего мы должны защищать своих детей?

     В ноябре 1949 года в Москве проходила сессия Совета международной демократической федерации женщин. На этой сессии и был утвержден Международный день защиты детей, который отмечается 1-го июня.

      От чего же решили защищать своих детей мамы всего мира? Ответ на этот вопрос давала «Декларация прав детей», в которой говорилось о необходимости защищать их от жестокости и эксплуатации, о борьбе за то, чтобы все дети на Земле могли учиться, расти и жить под мирным небом, чтобы они были здоровы, чтобы имели возможность развивать свои способности и таланты.

    Беречь детство – это дело всей страны, школы и, в первую очередь, семьи. Так от чего же мы должны защищать своих детей? Надо сказать, что ответ на этот вопрос пытаются найти многие общественные организации, образовательные сообщества и здравоохранение, средства массовой информации и, конечно, родители.hthPyLNxrAo

     Не так давно на телевидении прошла дискуссионная программа на тему «Что делать, чтобы ребенок не оказался «безоружным» в современном нестабильном мире?» Представители родительской общественности были едины в главном: «Ребенок должен знать те угрозы, которые могут ему встретиться, когда рядом нет взрослых, способных защитить его». А вот каким образом «вооружать» детей не только знаниями, но и навыками «самозащиты», договориться не смогли.

    Поэтому уделим, прежде всего, внимание угрозам. Возьмем за основу нашего разговора главное из «Декларации» – это сохранение психического и физического здоровья детей. На психическое здоровье ребенка, прежде всего, влияет психологический климат в семье. Во-вторых, качество просматриваемых детьми телепередач, компьютерных игр и программ. В-третьих, режимные моменты его жизни, которые оказывают определенное влияние также на физическое здоровье.

     Сегодня определенную угрозу может представлять для них и улица. Родители должны знать, где и с кем общается их ребенок, уметь ненавязчиво, косвенно управлять этой стороной его жизни. Одна из участниц телепрограммы сказала о том, что она своему семилетнему сыну советует ничего не говорить о себе и своей семье незнакомым взрослым, не брать от них никаких угощений. Это обстоятельство вызвало дискуссию: «А не озлобится ли ребенок? Не будет ли страдать от недоверия к людям? Где эта черта, через которую переходить нельзя?»

    Один из присутствующих на передаче отцов выделил, исходя из своего жизненного опыта, такие угрозы: курение, алкоголь, наркотики, дурное влияние улицы, средств массовой информации, несущих в себе агрессию, искаженное представление о нравственных ценностях, жизненном идеале. Уберечь ребенка от этих угроз, как он справедливо считает, должна семья, те люди, которым подросток верит, которых уважает.

     И вот именно здесь огромное значение имеет личность самих родителей, которая должна отвечать самым высоким духовно-нравственным требованиям. В этом случае крайне важно, чтобы сам родитель являлся носителем здоровых духовных ценностей. Ведь неоспоримым является тот факт, что все-таки в конечном итоге детей воспитывает не столько телевизор и компьютер, садик и школа, друзья и улица – их воспитывает родительский нравственный пример.

      Укоренившиеся у родителей образцы морального поведения непрерывно транслируются ребенку, и это, с одной стороны, хорошо, так как может стать настоящим заслоном от потока аморальности, получаемого детьми извне, а, с другой стороны, налагает огромную ответственность на родителей. Например, если отец станет разъяснять ребенку о вреде курения, размахивая при этом дымящейся сигаретой, эффект, конечно, будет прямо противоположный.

     Это серьезный вопрос о родительской ответственности, о готовности родителей принять на себя груз этой ответственности за результаты воспитания своего ребенка.

Полностью оградить его от вредного влияния мира за пределами семьи можно тоже до определенного возраста, а, точнее, до времени поступления в детский сад и затем в школу, так как родители постепенно утрачивают статус единственно уважаемых демонстраторов моральных норм и поведения для ребенка. В его мир и в процесс развития его как личности начинают вторгаться образовательная система и влияние сверстников. Влияние последних с каждым годом увеличивается.

     Вот именно в это время, если ранее родители не позаботились о сформированности у ребенка осознанного восприятия и трактовки каких-то явлений и событий окружающего мира, они рискуют получить эффект желанности «запретного плода», как только ему доведется его «вкусить» после выхода за пределы родительской опеки.

     А точнее и проще сказать: лучшей альтернативой полному запрету должна стать стратегия планомерного научения ребенка анализу того, что он видит и слышит, с точки зрения понятий «хорошо» и «плохо» даже в отсутствие родителей. Именно это и станет той самой прививкой, которая спасет его от социальной болезни, называемой угрозами современного мира.

Г.Гузь, отличник просвещения РФПоделиться ссылкой