Победивщий смерть

Вот и наступил самый великий из всех праздников – Пасха.

Празднуя Воскресенье Христово, мы должны смотреть на него как на пример, предложенный для  людей, чтобы они воскресли от духовной смерти для  добродетельной жизни.

Слово «пасха» означает «переход». Праздник Пасхи знаменовал собой освобождение израильтян от рабства египетского  и переход их из дома работы в землю обетованную. До Первого Вселенского Собора в разных странах Пасху праздновали в различные времена.  Никейский собор определил: «Праздновать Пасху в первый воскресный день, следующий за полнолунием, которое бывает или в самый день весеннего равноденствия, или сразу после него». Поэтому в разные годы Пасха бывает в период с 4 апреля по 8 мая. Нынче праздник Воскресения Христова отмечается  16 апреля.

   Особой торжественностью и величием Христианская Церковь отмечает этот светлый праздник. Начинается Пасхальная служба крестным ходом вокруг храма. А заканчивается утренняя  -всеобщим целованием. При этом один человек говорит «Христос воскрес!»: А другой в ответ: «Воистину воскрес!»

В храме всю неделю не закрываются Царские врата и находится освященный хлеб, называемый Артос. В субботу этот хлеб раздробляется и раздаётся народу.

Существует еще множество традиций, связанных с этим праздником.

  Только к этому дню православные христиане готовят пасху, куличи и красят яйца. Обычай обмениваться красными яйцами восходит к временам апостольским. Об этом существует следующее предание: «По вознесению Спасителя нашего на Небо святая Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, предстала перед императором Тиберием и, поднеся ему яйцо сказала: «Христос Воскрес!». На что император ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем кто-либо воскреснет». В тот же миг яйцо покраснело. Этот обычай обмениваться крашеными яйцами стал всеобщим.

Также на Пасху, в течение всей светлой седмицы, звонят во все колокола. Звонить может любой человек: мужчины, женщины, дети. Свою пасхальную радость вы можете передать, звоня во все колокола.

Ещё одна традиция, связанная с Пасхой,  существовала в древности: это дела благотворительные, открывались двери темниц и отпускали узников (кроме уголовных), господа давали свободу рабам; богатые уделяли часть своих средств бедным; не совершалось судопроизводства. Некоторые из этих обычаев соблюдаются людьми благочестивыми и сейчас, например, посещаются тюрьмы, больницы, детские дома и дома престарелых.

Праздник Пасхи продолжается тридцать девять дней. Первые семь дней – Светлая седмица – празднуется самым торжественным обрядом. Восьмой день на церковном языке называется Антипасхой в память явления Господа неверующему Фоме, который не принимал весть о воскресении Христа. Последующие дни отмечаются с меньшей торжественностью, так что уже можно заниматься обычными житейским делами. Но до самого Вознесения Господня православные христиане приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес!»

«Самый большой праздник, – говорит Иоанн Златоуст, – есть добрая совесть. Как при внешних торжествах, и кто не имеет ни светлой одежды, ни роскошного стола, но угнетен бедностью, голодом и крайней нищетой, – тот праздника не чувствует, хотя бы весь свет праздновал перед глазами его, но еще более скорбит и печалится видя что другие веселятся, а он терпит во всем нужду. И напротив, того роскошный богач, у которого вся жизнь протекает в счастье, по-видимому, празднует и не в праздничное время. Так бывает и в духовных вещах: кто живёт праведно и добродетельно, тот и без праздника празднует, черпая чистейшее удовольствие в доброй совести; а кто коснеет во грехах и злобе, для того и в праздничное время нет праздника. Посему, если захотим, можно каждый день иметь праздник. Для этого нужно лишь всегда украшаться в добродетели и очищать свою совесть.»

Библиотекарь храма св. ап. и ев. Иоанна Богослова

С. Челнокова

Поделиться ссылкой