НовостиНравственное воспитание

«По страницам учебника «Нравственные основы семейной жизни»

Традиции семьи, рода, народа

 

Каждый народ отличается своеобразием своих традиций. Это своеобразие формировалось веками и происходит из традиций конкретных народов и семей. Само слово «традиция» переводится с латинского как «преемственность».

Человеку важна принадлежность к определенной традиции и осознание этого. Культуролог О.А.Жукова отмечает: «Сознательное и свободное самоопределение по отношению к культурным традициям говорит о наличии некоего плана жизни человека, имеющего своим содержанием набор целей, средств, смыслов  и абсолютных значений.

Культура в высшем своем значении – это пространство жизни человека или идеальный план его жизни, идеальное смысловое бытие. В этом духовном пространстве человек находит себя и осуществляет свой путь к идеалу – желаемому совершенству жизни».

Принадлежность человека к традиции позволяет ему смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения истории своего народа и рода, с точки зрения вечных ценностей.image

Другой русский ученый, философ и мыслитель, И.А.Ильин писал: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными, как внешне, так и внутренне.»

Традиция не существует сама по себе, как некая абтрактная категория. Она живет в реальных людях, которые передают эстафету культуры от одного поколения другому. А в традиции содержится информация, если мы нарушаем традицию, мы теряем информацию о нашей семье, роде, стране, заложенную в ней.

От родителей детям, а потом внукам и правнукам передается информация не только на генетическом уровне. Благодаря существованию традиций через культуру передается образ жизни и жизненные навыки, видение мира, отношение к себе и другим членам семьи, в общем-весь комплекс ценностей, знаний и опыта, которые накоплены предыдущими поколениями.

В процессе семейного воспитания у ребенка формируются определенные ценности, которые обычно соответствуют ценностям, принятым в родительской семье.

Ценность отражает значимость  того или иного явления или предмета для человека, для семьи , для народа, для страны. Например, ценность свободы Отечества, ценность неразрушимости брака, ценность человеческого достоинства  и так далее.

Обычно как для каждого конкретного человека, так и для всего общества ценность не выступает отдельно сама по себе, а встраивается в определенную систему ценностей. Именно эта сформировавшаяся, устойчивая система ценностей определяет характер и содержание всей жизни человека в обществе.

Культура народа, благодаря сохранению в ней традиций, позволяет решать задачу сохранения и передачи системы ценностей из поколения в поколение.

Постоянство культурной традиции, единство культурного  пространства как в семье, так и в народе обеспечивают стабильность и благополучие существования её членов. Всякий разрыв этой культурной традиции сопряжен с потрясением и потерями.

Отношение человека к обществу созревает в первую очередь в семье. Именно в ней, как в колыбели, вырастает новая личность, впитывающая с молоком матери те ценности и обычаи, которые после сформируют её связи с обществом.

В отличие от традиций народных, традиции семьи могут быть мало заметны и не осознаваться даже их носителями. Однако это вовсе не уменьшает их значения. Главной семейной традицией является умение жить всей семьей вместе, как это выражено в пословице: «Семья вместе – так и душа на месте.»

Но в наши дни часто бывает так, что каждый член семьи живет сам по себе, своей собственной жизнью. Целостность же семьи поддерживается через соблюдение единых правил, обычаев, норм.

Для семьи важно хранить обычай совместно проводить время: обедать, ужинать, проводить вместе праздники, совместно трудиться и отдыхать.

Одной из главных сфер семейных традиций является воспитание. В разных семьях и народах эта традиция может быть разной,поэтому супругам, выросшим в разных семьях, нужно уметь находить взаимопонимание в вопросе воспитания детей.

Традиционной в российской семье была взаимная помощь и взаимная моральная поддержка её членов. Для русских семей издавна важным правилом считалось непререкаемый авторитет мужчины как главы семейства.

Традиционным было и ухаживанием старших детей за младшими, забота о стариках.

Особое отношение в русской национальной культуре было и к соблюдению девической чистоты, целомудрия.

На Руси был накоплен богатый опыт проведения семейного досуга, одним из них было семейное чтение. Родители отбирали специально книги, которые воспринимались как духовно-нравственное средство воспитания детей.

В нашей стране, начиная с 90-х годов XX века, произошел переход со стадии духовно-нравственных ценностей на стадию утилитарных материальных ценностей. Для неё характерно внедрение эгоистических, гедонистических         (доставляющих удовольствие) ценностей, разрушение ценностей социального порядка, насаждение ценностей «общества потребления» и «контркультуры».

Высмеивание через СМИ традиционных для нашей культуры ценностей таких, как многодетность, супружеская верность, целомудрие, послушание старшим – является формой информационной диверсии, цель которой – разрушение института семьи и нашего Отечества.

Фактором дестабилизации является и деструктивная музыка, и сексуальная распущенность, и алкоголизм, и наркомания. Одним из важных разрушительных элементов контркультуры является неуважительное отношение к старшим.

К мерам противодействия всему этому можно отнести укрепление института семьи силами государства, традиционных религиозных конфессий, пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни, борьбу с социальными явлениями, растлевающими молодежь, со всем тем грязным, что идет с Запада.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.

Поделиться ссылкой