Слово как средство развития и воспитания

      Родители должны открыть ребёнку, что есть особый мир – мир слов. Строятся они из отдельных звуков. И слово «дым» отличается от слова «дом».

      Как же можно построить взаимодействие родителей с ребёнком в этом отношении? Прежде всего, это организуя с ним игры со звуком и словом.

      С детьми четырёхлетнего возраста нужно начинать игру со звуком. Надо поучить их произносить согласные звуки, которые легко «тянутся» (в, ж, з, л, м, н, с, ф, к, х, ч, и), а раскатисто [р]. Другие согласные нужно научить произносить резко и отрывисто (б, г, д, к, п, т, ц, щ).

        Для различения ребёнком парных согласных звуков можно провести такую игру. Нужно подобрать парные картинки, на которых изображены знакомые малышу предметы, растения, животные, названия которых различаются одним звуком: коза – коса

Кошка – кочка

Мишка – миска

Луч – лук

Задача такова: нужно просить ребёнка найти картинку, на которой изображён тот или иной предмет.

       Другой вид игры – это узнавание звука в явлении природы или действии какого-либо существа.

      Материал для игры:

Ж – ж – ж – запел рогатый жук:

Вот, как громко я жужжу!

Тут же пчёлка зажужжала,

На жука направив жало:

Ты смотри, меня не трожь,

Уколю больней, чем ёж.          [ж]

Есть у дождика сестричка,

Это быстрая водичка.

С-с-с – она свистит, поёт

И струёй из крана льёт.

Эту песенку послушай:

«Мойте чисто с мылом уши».          [с]

Зазудел комарик тонко:

З-з-з поёт он звонко – звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.          [з]

Ш-ш-ш – шипит сердитый гусь.

Я мальчишек не боюсь,

Догоню вас, шалуны,

Ухвачу вас за штаны.             [ш]

Р-р-р – догонишь нас не скоро!

Это песенка мотора.

Р-р-р – Барбос рычит наш вслед:

Догонять вас проку нет.          [р]

П-п-п – проснулся ёжик

и в пыхтелку запыхтел.

Ёжик петь совсем не может,

Хоть и очень бы хотел.

     Очень детям нравится игра в подбор рифм. У Даниила Хармса, который знал об этом, есть как будто специально написанное небольшое стихотворение. Он как будто приглашает детей включиться в игру, и дети с удовольствием это делают.

     Стихотворение называется «Очень-очень вкусный пирог»:

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не …

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …

Когда же гости подошли,

То даже крошек не …

     Игры со звуком и словом приобретают не только развлекательный, но и глубокий воспитательный и психологический смысл. Пожалуйста, играйте с детьми!

Г.Гузь, ветеран педтруда.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий