ТАБУ В СФЕРЕ СЕКСА И РЕПРОДУКЦИИ

Опрос проведен 15 – 20 декабря 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.

В декабре 2017 года Левада-Центр провел опрос, посвященный табу в сфере сексуального и репродуктивного поведения. Ранее подобные исследования уже проводились (в 1998 и 2008 годах), поэтому есть возможность проследить динамику мнений.

Данные опросов указывают на рост поддержки социальных ограничений в данных сферах. За двадцать лет доля россиян, безоговорочно осуждающих сексуальные отношения семейных людей помимо брака (сумма позиций «это всегда предосудительно» и «это почти всегда предосудительно»), увеличилась с 50% до 68%; доля опрошенных, осуждающих однополые отношения, с 68% до 81%, а доля тех респондентов, кто не одобряет аборты (даже если они обусловлены низкими доходами), с 12% до 35%.

Поддержка осуждения подобного поведения, пусть и с оговорками (в шкале вопроса была операционализирована позицией «это предосудительно только в некоторых случаях») за все годы замеров существенно не изменилась в отношении измен и однополых отношений, однако в ситуации с «вынужденным» абортом эта доля выросла в два раза: с 13% в 1998 до 26% в 2017 году.  На наш взгляд, это может рассматриваться как «промежуточное» состояние общественного мнения, указывающего на то, что свобода в данной сфере, фиксируемая в конце 90-х годов, сменяется более консервативными, но пока ещё не радикальными настроениями.

При этом социально-демографические характеристики респондентов указывают на большую строгость установок у женщин, чем у мужчин (вторые, например, более лояльны к изменам). Чтобы посмотреть поколенческие различия, мы сделали две группы: россиян в возрасте от 18 до 30 и от 31 года и старше. Интересно, что если в 2008 году молодые мужчины в уровне гомофобии значимо отличались от взрослых мужчин старше 31 года в более терпимую сторону (разница в «безоговорочной поддержке» между ними составляла 17 п.п.), то сейчас эти различия исчезли. Аналогичная ситуация отмечается в отношении женщин – раньше разница составляла 12 п.п., а сейчас её нет.

Что касается мнения женщин относительно абортов из-за финансового неблагополучия, то и в 2008 и в 2017 разницы между молодыми (до 30-ти) и взрослыми женщинами нет. Прослеживается только общий тренд на рост консервативных оценок: если раньше каждая пятая женщина считала такой аборт предосудительным, то теперь – каждая третья.

Религиозная принадлежность представляется значимым регулятором мнений относительно абортов. Так респонденты, которые относили себя к православию, и сказали, что посещают религиозные службы не реже одного раза в месяц, сравнивались с «декларативными православными» (которые себя идентифицируют в качестве православных, но при этом никогда на службы не ходят). Если среди первых доля тех опрошенных, кто не считает предосудительным сделать аборт по причине низких доходов, составляет 16%, то среди «декларативных» она выше – 35%.

Примечательно, что женщины, проживающие в крупных городах, в своих мнениях по данным вопросам идентичны мнениям жительниц провинции и села. Т.е. фактор урбанизации и наличия «городской» специфики мышления не оказывает значимого влияния на табуирование тех или иных аспектов поведения, связанных с сексуальной сферой и репродукцией. Единственное различие сводится к тому, что респондентки из малых городов и сел более лояльны к абортам из-за низких доходов. Это, вероятно, определяется собственным опытом (россияне, проживающие в провинции и селах, в целом беднее россиян, проживающих в крупных городах).

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕГДА ЛИ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК, СОСТОЯЩИЙ В БРАКЕ, ИМЕЕТ СЕКСУАЛЬНУЮ СВЯЗЬ ПОМИМО БРАКА?

сен.98 янв.08 дек.17
Это всегда предосудительно 30 35 43
Это почти всегда предосудительно 20 25 25
Это предосудительно только в некоторых случаях 19 16 17
В этом нет ничего предосудительного 22 11 9
Затруднились ответить 9 13 7

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕГДА ЛИ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ ОДНОГО ПОЛА ВСТУПАЮТ В ПОЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ?

сен.98 янв.08 дек.17
Это всегда предосудительно 54 64 69
Это почти всегда предосудительно 14 12 14
Это предосудительно только в некоторых случаях 5 4 5
В этом нет ничего предосудительного 14 9 8
Затруднились ответить 12 12 5

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕГДА ЛИ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ДЕЛАЕТ АБОРТ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СЕМЬЯ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ ДОХОД И НЕ МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ИМЕТЬ БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ?

сен.98 янв.08 дек.17
Это всегда предосудительно 7 11 19
Это почти всегда предосудительно 5 10 16
Это предосудительно только в некоторых случаях 13 18 26
В этом нет ничего предосудительного 64 42 26
Затруднились ответить 10 19 14

Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик см. в pdf-файле.Поделиться ссылкой