Трудовое воспитание детей (Продолжение)
Одним из ярких примеров влияния трудового воспитания на формирование личности человека является жизнь Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, который родился и вырос в деревне в крестьянской семье. Его младшая дочь рассказывала, что трудовое воспитание в деревне было неотъемлемой частью воспитания духовного. Было нормальным явлением, если трехлетний ребенок помогал матери мести пол, собрать рассыпавшийся горох.
Мать привлекала ребенка к труду не ради облегчения собственных трудов, а ради воспитательной цели: с раннего возраста приучать ребенка к послушанию, вниманию в исполнении конкретной задачи, приобретению навыков, к помощи старшим.
Г.К.Жуков вспоминал: «Я гордился тем, что теперь сам участвую в труде и становлюсь полезным семье». Такое обучение труду развивало в ребенке инициативу, расторопность, смекалку, веру в собственные силы, что отличало деревенских детей с раннего возраста.
Современным отцам необходимо осознать, что в настоящее время приучение к труду «автоматически», как это было в дореволюционное время, фактически невозможно. Эту практику необходимо создавать целенаправленно. Одним из вариантов такого сознательного формирования у детей трудовых навыков может выступать совместный труд на огороде, дачном участке, по хозяйству, в доме.
В воспитании трудовых навыков следует придерживаться трех принципов.
Первый принцип – постепенности и сообразности возрасту.
Второй принцип – ненавязчивости. Всякое дело должно стать интересным для ребенка. Классическим примером может послужить случай, описанный Марком Твеном: Том Сойер порученную ему тетушкой Долли неинтересную работу белить забор превратил в увлекательное занятие для своих друзей.
Третий принцип – постоянства и неотступности требований. Один раз данное ребенку поручение должно исполняться им и впоследствии, входить в распорядок его жизни. Это не значит, что дети сразу и легко осваивают тот или иной вид деятельности. Важно, чтобы первый и второй трудовые опыты закрепились в повторении, и ребенок имел возможность постепенно возрастать в своих умениях и навыках конкретной деятельности.
В каждом человеческом обществе одной из основных социальных норм является необходимость труда. Всем известна фраза « Кто не работает, тот не ест.» Сказана она была на заре христианской эпохи апостолом Павлом и повторена основателем советского государства В.И.Лениным, хотя он был далек от религии.
Родителям нужно стараться, чтобы их дети не вели праздный образ жизни, всегда имели содержательное занятие, были при деле. Трудолюбие должно пронизывать всё существо человека. Ум его не может быть не занят. Если человек не занят делом, его начинают одолевать всевозможные дурные помыслы, а от них проистекают дурные желания и поступки.
Дети, как и взрослые, могут проявлять склонность к лени. Задача родителей – так организовать распорядок дел ребенка, чтобы он всегда был занят чем-то полезным, побуждать детей к труду, поощрять их усилия, чтобы они научились преодолевать в себе собственную немощь и приобретали интерес к созидательной и творческой деятельности.
Трудовой деятельностью ребенка нужно заинтересовать. Широко известен принцип «кнута и пряника». Он означает, что человек мотивирует свою деятельность, исходя из двух сторон проявления своей желательной силы души – из стремления обрести для себя добро и избежать зла. Конкретно в семейной жизни это может выражаться в том, что родители разрешают детям сходить на прогулку, встретиться с друзьями, посмотреть фильм после выполнения ими каких-либо домашних обязанностей. Обратной стороной такой мотивации может выступать угроза запрета на то, что является незазорным предметом вожделения ребенка.
Важной составляющей духовно-нравственной мотивации труда является совершение труда по любви к ближнему. Эти ближние – прежде всего члены одной семьи. Невозможно любить ближнего, не проявляя эту любовь в конкретных делах. Ученый и священник о.Глеб Каледа пишет: «Любовь, как вера, без дел мертва». Она познается по труду, физическому или духовному, выполненному во благо другого, по теплоте сердечной, изливаемой на ближнего; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько того, о ком заботимся сами».
К духовно-нравственной мотивации труда относится и бережное отношение к тем способностям и талантам, которыми обладает человек по своей природе.
Русский философ А.И.Ильин писал: «Человеку от природы присуща здоровая потребность быть чем-то в жизни, что-то весить на весах бытия, пользоваться признанием и уважением…» А для этого есть только один путь: трудиться и трудом своим создавать новое и благое.
В этом и состоит жизненное испытание; именно этим человек «оправдывает» свое бытие».
Радость же труда человек способен испытывать с самого раннего детства, а у взрослого человека любимое дело, творческий труд приносят ощущение полноты бытия.
С человеком трудолюбивым просто ужиться. Это касается, прежде всего, семейных отношений. Человек, понявший и исполняющий своё предназначение в мире, счастлив сам и дарит счастье другим.
Мужчины, «не нашедшие себя», не имеющие любимого дела, чаще всего деградируют как личности. Важно понимать, что у женщины главная сфера реализации себя – дела по устройству семейной жизни и хозяйства, а у мужчин – профессиональная деятельность. В том или другом случае – это огромный труд!
Не зря в устном народном творчестве очень много пословиц о труде: «Деревья смотри в плодах, а человека – в делах», «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Терпение и труд все перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего.»
Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.
Поделиться ссылкой