Верьте в ребенка!
В моду входит психоанализ, посещение психиатров, различные медитации и терапии. Откуда такое количество «душевнобольных»?
Почему так много «трудных» детей?
Может быть, от того, что все эти «больные» и «трудные» на самом деле просто разувери¬лись в себе и в смысле человеческой жизни?
Может быть, всем этим «пациентам» необ¬ходимо снова узнать, что на самом деле они, несмотря ни на что, кому-то нужны, любимы, что на самом деле жить можно, несмотря ни на что, и что жизнь прекрасна?!
Без уверенности в этом человек не может жить. Теряя смысл жизни, ее цель, человек забывает и цену жизни. Жизнь для него не дар Божий, а ад и сущее наказание.
И эту веру в ценность и нужность КАЖДОЙ человеческой жизни и ЕГО, ребенка жизни, тоже, мы и должны дать своим детям. Это наше призвание как родителей и как христиан.
Каждый ребенок нуждается в том, чтобы в него верили. Верили, что он хороший, что он будет, сможет, вырастет, достигнет… Без этой веры ребенок застывает перед жизнью, замирает в своей скорлупе, превращается в царевну-лягушку, так и не дождавшуюся своего принца.
Разве мы, взрослые, не получили как дар от Бога знание об абсолютной ценности каждой личности в глазах Божьих? Разве мы, обремененные грехами, скорбями, немощами и болезнями, не приносим все это Богу в молитве и покаянии? Разве Господь отвергает нас, если мы чистосердечно оплакиваем свое недостоинство? Это происходит потому, что Бог верит в нас. А наше, родительское призвание, — поверить в своего ребенка. Эта вера не игра в «веру», это действительная убежденность родителя, воспитателя в том, что в этом ребенке есть что-то доброе, хорошее, что может послужить основанием к тому, на чем построится вся его жизнь. Нет, это не «способности и таланты». Мера их зависит от Бога, есть люди, лишенные и музыкального слуха, и художественного дара, и литературного. Но нет людей, лишенных способности к любви, к милосердию, к мужеству, к доброте. Это и есть те истинные «таланты», истинное богатство, которые мы должны помочь ребенку открыть в себе.
«Перенося эту картину на нашу обычную жизнь, мы можем, конечно, рассматривать талант, о котором говорит притча, как дар в области искусства, литературы, поэзии, но это ограниченное понимание. Заложенный в нас талант — это все, на что мы способны, все богатство, все разнообразие, вся красочность нашей собственной личности. Можем ли мы ее осуществить или нет? Можем; все могут, каждый может осуществить все, на что у него хватит духа, мужества, вдохновения. И в этом центр тяжести, в этом весь вопрос. Мы должны так верить в человека, такое ему подарить доверие, так его вдохновить, чтобы он нашел в себе храбрость, мужество, радость, творческую радость себя осуществлять. Хоть он не гений но он человек; хоть он ничем не выделяеться, но пусть будет самим собой настолько полно и прекрасно, как ему доступно. И тогда мы не будем на него наклады-вать бремена неудобоносимые, мы не станем на него накладывать тяжесть, которой он никак понести не может, потому что мы не станем требовать с него, чтобы он стал тем, чем он никогда, даже в мечте, не мог быть, а будем ему говорить: «Смотри: в тебе такое богатство! Осуществи его!..» Но он скажет: «Где же это богатство, каково оно?»
А ты не мерь! Ты просто творчески становись самим собой, (де не хватит ума — восполняй сердцем; где не хватит крепости — восполняй товариществом. И ты увидишь: чего ты не можешь осуществить один, то в сотрудничестве с другими, вместе с другими ты можешь осуществить и можешь сделать вклад в общую сокровищницу людей».
Отрывок из книги
«Трудные вопросы воспитания»Поделиться ссылкой