Воспитание должно быть разным.

Как воспитывать детей? Этот вопрос волновал родителей во все времена.

Но ещё древние учёные считали, что воспитание ребёнка в разные периоды его жизни должно быть тоже разным. Они говорили: «От рождения до пяти лет малыш – бог, от пяти до пятнадцатого – раб, а после пятнадцати – друг, товарищ и брат». Продолжая раскрывать далее свою формулу воспитания, они убедительно доказывали: не меняя особенности воспитания после того, как ребёнку исполнилась пять лет, вырастят родители эгоиста, который, благодаря именно родителям, возомнил себя Богом.

Если отец и мать после достижения их ребёнком пятнадцати лет будут применять по-прежнему те же методы, что и ранее, они воспитывают своего ненавистника или живущего только по указке со стороны.

И это действительно так. В реальной нашей жизни можно увидеть множество примеров, когда ребенка, независимо от того, сколько ему лет – пять или пятнадцать – безмерно баловали или, наоборот, безмерно требовали. А в итоге, став взрослым, этот «ребенок» был несчастен.

Учёные – психологи считают, что ребенок до пяти лет подобен листу чистой бумаги, на котором близкие ему люди, а именно родители (не исключение и бабушка с дедушкой) могут написать всё, что угодно, внося дополнения и изменения, потому что малыш абсолютно доверяет взрослому и свято убеждён: всё, что мама с папой говорят, делают, как ведут себя, — это правильно.

Губка, и хорошее, и плохое, тем более, что отличить одно от другого он пока не умеет.

Но самое главное, он и ведёт себя, копируя поведение близких ему людей.

Вспоминаю детский фильм, в котором рассказывается о том, как папа учит пятилетнего сына драться в детском саду с теми детьми, которые обзовут его или отберут игрушку, или даже нечаянно толкнут. Воспитательница, разговаривая с мальчиком о его проступках, узнает, что «так поступать учил его папа».

И каково было негодование папы, узнавшего, что сын «выдал его».

Поэтому, пока ребёнку не исполнится пяти лет, необходимо при нём вести себя безукоризненно. Малыш должен видеть и слышать дома только все самое хорошее. Именно такая модель поведения и общения, которую он видит перед собой, станет для чего образцом.

Фраза же «… от пяти до пятнадцати- раб» совсем не предполагает, что с ребёнком действительно нужно обращаться, как с холопом.

Просто нужно постоянно помнить о том, что с подростком происходит в этом возрасте, и учитывать при влиянии на него.

Ну, во-первых, в это время формируется личность ребёнка. Он от пассивного восприятия мира переходит к анализу событий и явлений. А поэтому начинает задавать очень много вопросов, выясняя причинно-следственные связи всего, что происходит вокруг. Именно в это время родители то и дело слышат вопрос: «Почему?» А если они не помогают разобраться ему, тот делает свои выводы, которые чаще всего не совпадают с мнением родителей.

Во-вторых, ребёнок в это возрасте (от 5 до 15 лет) ведет себя так, как ему позволяют. Он может быть дерзким, грубым и развязным с одними, послушным и исполнительным с другими, капризным, ленивым с третьими. И вот такая разница в поведении продиктована не страхом, а пониманием им того, как с кем надо себя вести, чтобы не нарваться на неприятности.

Часто можно это заметить в школе, когда родители жалуются учителю на своего ребёнка. А в школе он оказывается совсем другим: дисциплинированным. И наоборот.

В это время подросток быстро учится играть на чувствах близких людей, с успехом это умение применяя на практике.

В-третьих, в таком возрасте ребенку необходимо предъявлять четкие требования поставленных перед ним задач, будь то домашнее задание или работа по дому. Но сначала нужно внятно объяснить, зачем это нужно делать, почему нельзя не делать, почему надо сделать именно сейчас и именно так. А потом обязательно добиться, чтобы он довел дело до конца.

Учитывать все перечисленные условия очень важно, и если родители сумеют привить ребёнку ещё в детстве необходимые привычки и сформировать черты характера, ваш взрослый сын или дочь не раз скажут вам за это спасибо.

Ведь не зря наши предки говорили: «Посеешь привычку, — пожнешь характер». А я бы ещё добавила: «Обретешь судьбу!»

Г.Гузь, ветеран педтруда

Оставить комментарий