НовостиНовости БогдановичаНравственное воспитание

Записки директора школы

Не завидую вам…

Приезжаю в соседнюю школу за личными делами моих будущих воспитанников. Хочется быстрее, хотя бы через официальную информацию, что-то узнать о них, тем более что заранее договорилась с завучем, чтобы классные руководители написали на каждого из них более подробную характеристику.

К сожалению, в школе не оказалось ни директора, ни его заместителя – в отпуске. Исполняющий временно обязанности руководителя школы педагог сочувствующе смотрит на меня, говоря при этом: «Не завидую вам: большая часть мальчишек – на внутришкольном учёте и в комиссии по делам несовершеннолетних». На мой вопрос «по каким причинам» – махнула рукой: «Никакого контроля за ними не было. Из дома уезжали в школу, приехав, шли не на уроки, а в МТМ, там и «обучались».

Забрав личные дела, вернулась домой и долгими вечерами вчитывалась в скупые строчки характеристик, вглядывалась в оценки по предметам, стараясь представить, какая детская душа скрывается за общими словами и чаще всего «тройками». А на память вновь и вновь приходили слова, сказанные педагогом: «Не завидую вам!»

Наконец, решила: вместо того чтобы загружать родителей сборкой завезённой школьной мебели, которая от парт до шкафов представляла собой кучу отдельных деталей, пригласить этих мальчишек, «проходивших обучение в МТМ».

Тем более, думала я, они в таком случае знают, как держать в руках гаечный ключ и отвёртку и орудовать ими.

Знакомство.

Написала объявление:

«Ребята, будущие учащиеся новой школы!

Приглашаем вас принять участие в сборке школьной мебели. Если можно, принесите, пожалуйста, с собой отвёртки и гаечные ключи разных размеров.

Сбор у школы в 10-00».

Администрация.

Написала слово «администрация» и в душе засмеялась над собой: администрация в одном моём лице. И в очередной раз вспомнила слова учителя из соседней школы: «Не завидую вам!»

А на следующий день пришла на работу и не находила себе места: а вдруг не придут, а как же мне с ними построить свои отношения?

Задолго до назначенного времени появилась во дворе школы группа мальчишек, человек около десятка. Быстро спускаюсь на первый этаж, чтобы встретить их у входа. Пора бы им войти, но не входят. Слышу, переговариваются друг с другом: «Заходи! Рано ещё! Ну и что? Она здесь, я видел, когда шла. Чё, мы тут будем стоять что ли?!»

Делаю вид, что только что спустилась со второго этажа, и выхожу из школы, чуть не сталкиваюсь со смельчаком, который был уже у самых дверей. Спрашиваю: «Почему не заходите?» А сама рассматриваю эту толпу. «Ой, какие они лохматые, с облупленными носами, загоревшие до черноты…Что-то инструментов не видно. Растащат мои и уйдут восвояси», – проносится в голове. Но отступаю в сторону и приглашаю мальчишек войти. Входят осторожно, оглядываясь по сторонам. Вхожу и я.

Мальчишки обступили меня и, вероятно, ждут «ценных» указаний. Объясняю, чем они должны заниматься и напоминаю о моей просьбе – принести инструменты. И тут что откуда: из карманов, со дна калош, откуда-то из-за пазухи, – удивительным образом появились отвёртки и ключи.

Предлагаю ребятам разделиться на две группы, чтобы работать в разных помещениях, не мешая друг другу. А затем добавила: «Выберите в своей группе старшего, ну, например, бригадира, с которым мы будем решать возникающие проблемы». Разделились быстро, а вот выбрать старших предлагают мне.

В недоумении развожу руками: «Как же я буду назначать старшего, если я вас никого не знаю. Выбирайте уж сами, а дальше видно будет». Отхожу в сторону. Они же, сгрудившись, о чём-то оживлённо заговорили. А вскоре от толпы отделились двое мальчишек и подошли ко мне.

Вместе с ними иду в помещение, где лежат упакованные в ящики детали мебели. Объясняю, показываю, как и что делать.

Вскоре работа закипела. Чтобы не мешать своим присутствием, ухожу в кабинет, где ждёт много работы. Радуюсь тому, что мальчишки стараются меньше отвлекать меня, находя самостоятельно выход из затруднения. Чаще всего старшие приходят ко мне тогда, когда не хватает фурнитуры и каких-либо деталей.

Время пролетело незаметно, когда увидела, что уже на часах половина четвёртого. Прихожу к ребятам. В классах уже стоят собранные мальчишескими умелыми руками парты. Благодарю их и приглашаю прийти на следующий день.

Мои помощники возмущённо «загудели»: «Да ещё рано идти, мы ещё поработаем». Пришлось уговорить их, чтобы шли домой, ведь устали, да и родители могли потерять.

Но вместо того чтобы идти домой, мальчишки побежали на речку: как же, «весь день работали, даже ни разу не искупнулись».

На следующий день работников пришло ещё больше. Так незаметно была собрана вся мебель, да и ребята чувствовали себя уже хозяевами новой школы, их школы.

За это время только раз вспомнилась мне фраза «не завидую вам», и я подумала: «Нет, мне можно позавидовать, ведь я буду работать с очень работящими, надёжными мальчишками!»

Г. Гузь.

Поделиться ссылкой