Знакомьте детей со сказками
Сказки – это не только великое народное творчество, это ещё ценнейший образовательный материал. Но предлагать детям все сказки без разбора нельзя, поэтому давайте поговорим сегодня об этом.
До возраста двух – двух с половиной лет вы, уважаемые родители, уже знакомили своего ребёнка с прибаутками, потешками, короткими стихами, колыбельными песнями.
И вот теперь пришло время познакомить его со сказками. Но начинать нужно не с волшебных: он ещё не способен понять, что это сказка, а не реальная жизнь. Поэтому таким детям лучше пока почитать сказки о животных. Они даже не будут задумываться о том, почему животные говорящие, ведь собачка лает, котик мяукает – значит, они что-то «говорят». По своему объему эти сказки не должны быть длинными. Это могут быть «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Лиса, Заяц и Петух», «Кот, Петух и Лиса».
Но сказки, конечно, лучше рассказывать. Для детей 3-5 лет подходит, чтобы обстановка в это время была спокойная, интимная, соответствующая настроению ребёнка. Если он сидит рядышком, то было бы хорошо рассмотреть с ним иллюстрации к сказке.
Рассказывать сказку нужно не торопясь, эмоционально, передавая характеры её героев, делая логические ударения. Чтобы ребёнок понял, о каких персонажах идёт речь, желательно показать их на картинках, возможно, есть игрушки: мышка, медвежонок, лисичка.
Особенно это относится к сказке «Колобок», ведь ребёнок никогда не слышал о нём. Да и «сусеки» с «амбарами» он не видел и не знает. Поэтому предварительно подготовьте его к встрече со сказкой.
Если же сказка, на ваш взгляд, длинновата, можно сократить её. Многие из русских народных сказок поддаются этому без ущерба для понимания и восприятия. Это в том случае, если вы почувствовали, что ребёнок устал, пропал его интерес.
Иногда родители не хотят читать ребёнку сказки, в которых говорится о гибели персонажа. На детей это может повлиять угнетающе, до слёз. В этом случае тоже можно изменить концовку. Пройдёт время, ребёнок станет постарше, а психика покрепче, тогда сказку можно будет рассказать или прочитать в первоначальном варианте.
Если ребёнку в сказке что-либо непонятно и он задаёт вопросы, то это признак его заинтересованности. Всё растолкуйте малышу, но никогда не отмахивайтесь, мол, после поймёшь.
Сказки – это обучающий материал. Именно через сказку можно донести до ребёнка особенно важные сведения о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому рассказывайте, читайте сказки детям. Благодаря этому, вы сформируете его эмоциональную сферу, поселите в его сердечке яркие чувства, а в характере – нравственные качества. Ведь ещё народом подмечено, что «сказка – ложь, да в ней намёк, – добрым молодцам урок!»
Г. Гузь, ветеран педтруда.
Поделиться ссылкой