Ах, эти дети…

    На «родителей», к сожалению, в школе и в институте не учат. Этому трудному делу, как это ни парадоксально, учат взрослых дети и жизнь. Сегодня об этом пишется много книжек, но ведь это всё теоретические знания, а на практике мы записываем наших детей во всевозможные студии развития, кружки творчества. И, казалось бы, что в том плохого, но…

    Во-первых, родительская любовь не должна быть слепой, амбициозной, — она должна быть понимающей. Мы, взрослые, должны понимать, что не нужно лепить из ребёнка свою мечту о нём или своё подобие, не учитывая его возможностей и желаний. Родители часто рассуждают так: «Мне виднее, мой ребёнок – что хочу, то и делаю». И тогда ребёнок становится заложником родительских амбиций, т.к. его никто особо не спрашивает, хочет ли он заниматься тем, что выбрали для него. Ребёнок начинает мучиться, потому что особых способностей у него не проявляется, и это может стать причиной развития в ребёнке комплекса неполноценности.

    Случается и так, что родители, экспериментируя, в течение не только нескольких лет, но и одного года, переводят ребёнка из одной творческой студии в другую. А это очень опасно, по мнению психологов, т.к. в результате вырастет ребёнок «всесторонне развитый» и ни в чём не состоявшийся. Ему во взрослой жизни будет очень сложно реализовать себя, потому что он ещё в детстве устал от этого «всестороннего» образования.

    Нельзя лишать ребёнка детства! И задача родителей – попытаться увидеть и, главное, понять, какой дар заложен в нём от рождения природой, и вот тогда уже его потихоньку развивать. И тогда его детство будет счастливой порой и родителям не придётся страдать от того, мол, столько времени, сил, денег вложили в него, а отдачи не получили. А отдачу, в первую  очередь, должен получить ребёнок – это уверенность в себе, своих силах и способностях.

     В этом отношении очень показательна телепередача «Лучше всех!» Участники её – дети, не зациклены на своих способностях и талантах: они делают то, что им нравится, и делают это с огромным удовольствием. Кто видел эту телепередачу, наверняка заметили весёлость, раскованность детей и лёгкость, с которой они выполняют иногда то, чего не может сделать взрослый. Встречаются, конечно, и издержки в воспитании и развитии этих детей, но это уж вина родителей.

Очень важно развивать у детей тягу к новым знаниям, но не просто набивать их информацией, иностранными языками, а развивать любознательность.  Именно такая любознательность является характерной чертой дошкольников и младших школьников. Они всё впитывают в себя, им всё нужно потрогать, разобрать, заглянуть внутрь.  И это называется «исследованием мира». Если же ребёнку неинтересно чем-то заниматься, нужно услышать его, разобраться, понять, почему ему стало неинтересно.

    Педагог А. Уминский писал: «Необходимо «не задушить» ребёнка, необходимо, чтобы он сам почувствовал, чем ему хочется заниматься.  Детская душа должна стать восприимчивой к тому, чтобы услышать своё призвание.»

   У каждого рождённого человека, по мнению специалистов, есть способности. Иногда они проявляются не с самого рождения, и тогда лучше подождать. Именно об этом говорит великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «У каждого ребёнка в своё время начинаются периоды особой восприимчивости к определённой деятельности, и тогда открываются максимальные возможности для усвоения чего-либо». И это действительно так.

    Правы те родители, которые предоставляют своему ребёнку возможность в подходящее для этого время испытать себя, свои силы и способности. И если родители в этот момент окажутся рядом, то они обязательно поймут, куда, в каком направлении надо двигаться их сыну или дочери. А заставлять плыть против течения не только бесперспективно, но и опасно. Можно сломать жизнь.

Гузь Г.М., ветеран педтруда.

Поделиться ссылкой