Консультация для родителей

Общение с детьми.

Наладить отношение с взрослеющими детьми очень трудно, тем более, если хочется вызвать их на откровенность. Часто общение это сводится к тому, что родители задают формальные вопросы: «Как дела в школе?», «Уроки сделал?», «Какие оценки получила?», «Поел?».  В ответ родители получают такие же формальные ответы: «Нормально», «Сделал», «Две четвёрки и пятёрка», «Да».

Если проанализировал бы специалист такой диалог, он бы сказал следующее: «Это разговор знакомых людей, которые изредка встречаются, и при встрече они хотят показать интерес друг к другу».

Назвать такое взаимодействие общением просто невозможно. А с ребёнком любого возраста нужно общаться, нужно разговаривать с ним. Не нужно выпытывать у него: «А что учительница сказала? А что Тане поставили? А справедливо разве ей поставили?»

Такие вопросы могут вызвать у ребёнка либо нежелание вести такой разговор, либо желание ябедничать. А получается, что сами родители подталкивают к этому ребёнка.

Нужно попробовать вызвать у ребёнка неподдельный интерес к его школьной жизни, но задавая так называемые правильные вопросы. Именно они помогут вашему ребёнку увидеть в вас искренне интересующегося его проблемами человека, любящего человека, стремящегося ему помочь.

Такими вопросами могут быть следующие:

— Что сегодня в школе было самого интересного? (Вопрос заставляет ребёнка задуматься, проанализировать весь процесс обучения).

— А что было неприятным сегодня для тебя в школе и почему? (Анализ событий и поиск причины).

— Что нового ты сегодня узнал в школе? (Требуется сопоставление материала).

— Ты сегодня кому-то помог? Как ты это сделал? А тебе кто-нибудь помогал? (В этом вопросе присутствует воспитательный момент – готовность придти на помощь).

— Ты сегодня на что-то сердился в школе? Почему? (Анализ собственных ощущений и поступков).

— Что тебе больше не хочется делать в школе и почему? (Анализ собственных ощущений и поступков).

— Какие увлечения у твоих друзей? Чем они занимаются в выходные? (Получение информации о качестве общения с одноклассниками. Анализ ребёнком своего общения с ними).

— От чего ты больше всего устал сегодня? (Анализ своего внутреннего состояния и причин этого состояния).

Вот такие беседы помогают выяснить родителям, всё ли хорошо у ребёнка в школе или у него есть проблемы, о которых он никогда не говорил родителям по какой-либо причине.

Есть ещё несколько вопросов, которые, не напрягая ребёнка, помогут дать информацию родителям о его делах в школе. Это такие, как: «Если бы ты был учителем, то что бы сделал?», «С кем бы ты расстался в классе без сожаления?», «Какие вопросы ты хотел бы задать учителю?»

Родители должны спрашивать ребёнка о том, с кем ребёнок играет на переменах, с кем ходит в столовую, кто самый весёлый ученик в классе.

Чем конкретнее будет вопрос, тем больше будет информации в ответе. Нельзя напрямую спрашивать ребёнка: «А тебе нравится такой-то учитель?» Если хотите искренних ответов и такого же общения, тогда проявляйте искренний интерес, а не любопытство.

Психологи утверждают, что дети даже младшего школьного возраста интуитивно чувствуют, что заставляет взрослого вступить в общение с ним: непредвзятый интерес или формальная реализация родительской необходимости в этом общении.

Будьте другом своему ребёнку, другом внимательным, готовым в любое время придти к нему на помощь.

Г. Гузь, ветеран педтруда

Оставить комментарий