Роль общения в жизни детей

Древние философы называли человека социальным «животным». А один из них во время научной дискуссии дал такое определение человеку: «это двуногое животное без перьев».

Но речь не об этом. Для нас важно в первом определении наличие слова «социальное». Это значит «живущие в обществе подобных себе». Поэтому потребности человека имеют в большей степени социальный характер. И, конечно, одной из главных социальных потребностей его является общение.

Невозможно даже представить себе существование человеческого общества вне общения, ведь даже в животных сообществах: стаях, прайдах,- имеется определенное взаимодействие членов этого сообщества.

А коль общение- это социальное явление, обусловленное психическими, психологическими, физиологическими условиями, то оно, как любое явление этого порядка, проходит определенный путь развития.

Учёные условно выделяют такие важные этапы формирования  общения: дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский и пожилой. На каждом возрастном этапе существуют главные, определяющие суть общения, черты:

Во-первых, цель общения (мотив).

Во-вторых, форма общения.

В- третьих, характеристика участников общения (наличие или отсутствие их).

Именно с этих позиций  характеризуется каждый из возрастных этапов общения.

Особенно важен для ребёнка первоначальный, т.е дошкольный период общения, потому что именно в это время закладываются его основы. Ребёнок-маугли, лишённый в этом возрасте общения с людьми, не сможет в последующие годы приобрести качественные навыки общения с ними. Почему?

Именно дошкольный период является наиболее насыщенным и динамичным в этом отношении, именно в это время происходит вхождение ребёнка в социум, т.е. в общество. И именно в этом дошкольном периоде происходит переход от произвольных форм общения к мотивированной. И часто в этом возрасте мотив общения бывает один:

«Мне нравится с ним играть»,

«Потому что она весёлая». То есть мотив этот- эмоциональный.

Очень важно, чтобы в дошкольном периоде рядом с ребёнком находились добрые, близкие ему люди. Специалисты заметили, что «отказные» дети, находящиеся с младенчества в приюте, страдают очень часто поздним речевым навыком. И это объяснимо: обслуживающий младенцев персонал не может каждому из них уделять столько внимания и времени, как это делают любящие родители.

Вспоминаю телевизионную передачу, в которой рассказывалось о том, как в одной из деревень обнаружили шестилетнего ребёнка, забытого пьющими родителями и живущего вместе с собакой в конуре. Говорить он не мог. Это как раз подтверждение того, что очень важно, чтобы в дошкольном периоде рядом с ребёнком были любящие папа с мамой, т.к. именно в этом возрасте ребёнок нуждается в эмоциональном, чувственном общении. Дети ждут от участников общения тепла, внимания, сопереживания. И это общение ситуативное, зависящее от конкретной обстановки.

Для детей 4-6 лет характерна ситуативно-деловая форма общения, когда игра становится коллективной. И главным в этом общении становится деловое сотрудничество. Взрослые в это время отходят на второй план. Вот почему очень важно, чтобы ребёнок в этом возрасте находился в детском коллективе, посещая детский сад.

Таким образом, говоря об участниках общения, нужно отметить следующее: в  2-4 года ребёнок общается со взрослыми и детьми. В свои игры он вовлекает и бабушек с дедушками, и маму с папой, и старших братьев и сестёр.

В 4-6 лет предпочтительнее становится общение со сверстниками.

И, наконец, в шестилетнем-семилетнем возрасте общение становится опять смешанным по составу, так как оно происходит на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира. Именно в этом возрасте ребёнок готов идти в школу.

Следующий этап общения, младший школьный, напрямую связан с предыдущим. Но шире и богаче становятся цели (мотивы) общения. Это и эмоциональный (чувственный), и формальный, и познавательный мотивы.

А вот форма общения в этом возрасте уже вне ситуативно — личностная, т.е. избирательная. Круг общения на данном этапе значительно расширяется: это учителя, это учащиеся школы, независимо от их возраста. Именно в это время зарождается дружба, которая сохраняется часто на всю жизнь.

Очень сложными бывают общение в подростковом возрасте. Почему? В этот период появляются социальные мотивы взаимодействия: стремление к лидерству,  принадлежности к какой-либо группе, проявлению интересов, увлечению чем-либо. Именно в это время бывает родителям очень трудно общаться с подросшим сыном или дочерью.

Формами же общения в этом подростковом возрасте становятся социально- ориентированные (это может спортивная секция, волонтёрство, какой-либо кружок и т. д), а так же стихийно-групповая, когда подростки, не занятые никакой полезной деятельностью, собираются в подвижное объединение, направленное на антисоциальные действия.

И если родители не сумели со своими детьми ранее установить доверительные отношения, то они бывают в это время выдавлены из общения. Этот период не зря называют периодом «закрытости» подростка.

Поэтому очень важно, чтобы родительские отношения с детьми начали формироваться со знаком «плюс» на всех предыдущих этапах: дошкольном, младшем школьном и особенно на раннем подростковом этапе. Иначе «ребёнок» будет искать авторитетного для него дядю или тётю на стороне. И хорошо, если это будет уважаемый им наставник: учитель, тренер, руководитель кружка, а не антисоциальное лицо.

Г.Гузь, ветеран педтруда.

Оставить комментарий