Роль отцов в формировании личности ребёнка

Очень часто дети, выросшие в детдоме или неполной семье, где воспитывала их только мать, став взрослыми, мечтают найти отца. Причина для этого они называют разные. Одни говорят: «Чтобы посмотреть в глаза мужчине, отказавшемуся от своего ребёнка.» Другие хотят узнать свои корни. Третьи надеются найти именно в отце объяснение тех или иных своих поступков или черт характера.

Всё это подтверждает мысль о том, что в воспитании детей в семье особая роль отводится отцу, независимо от того, растут в ней мальчики или девочки.

В. А. Сухомлинский писал: «Отношения в семье исторические сложились так, что труд отца, имеющего своей целью заботы о здоровье, жизни, благополучии детей, становится основой его нравственности… Если мы говорим о гражданском облике отца, его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью был долженствующим.»

Говоря проще, именно отец в семье у детей формирует понятие долга. Сначала это долг перед самим собой, затем – долг перед родными. И, наконец, самый высочайший долг гражданина, долг человека и личности – это долг перед Родиной.

А, по мнению учёных – психологов, в основе формирования всех черт характера личности и его способностей находится усвоенное подростком понятие долга, перешедшее в волевое качество, осознание того, что «если я не приложу максимум усилий, значит, не смогу достигнуть, помочь, создать и т. д. Примером же для детей в том случае является отец – ответственный, трудолюбивый, мудрый, любящий человек.

Самоустранение отцов от своих функций, в силу разных обстоятельств, сказывается в том, что формирование основных качеств детей будет отдана на «откуп жёнам, матерям». Социолог И.С. Кон утверждает, что женщина чаще всего становится фактически главой семьи.

Есть и такие семьи, в которых мать и отец как бы поменялись ролями: мать требовательна, а отец покладист, всё разрешает. Возникает неверная половая ориентация: мальчик в такой семье становится женственным, пассивным, девочка же властной. А это ведёт к конфликтам со сверстниками, приводит к неврозам и одиночеству.

Порой встречаются и семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная. Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают спать, но для чего существует папа – неизвестно». Привыкшие со всеми своими проблемами обращаться к матери, а не к отцу, которому «нельзя мешать» или «некогда», дети перестают к нему обращаться, авторитет, которого падает до авторитета квартиранта.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права, на главенство в семье, «наследственного» авторитета, как это было в традиционных русских семьях, в настоящее время отец уже не имеет. Но «врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем его поведением в семье, заботой о ней.

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Вспоминаю, как часта мама говорила нам: «Спросите у отца: он знает.» или «отец покажет, как надо сделать.» И мы знали, что это так.

Настоящий отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим поведением и примером придаёт детям уверенности в их поступках и достижении цели. Он не допустит, чтобы дети в жизни шли ложным путём.

В нашей семье всё держалось на отце, хотя он был инвалидом Отечественной войны. Поэтому после его ухода из жизни (у мамы остались ещё мы с братом – школьники), она вынуждена была уехать из таёжного села на севере области к родственникам в Богдановичский район.

Каждому ребёнку важно и доброе слово отца, и пример, и ласка, и прогулка, и совместная работа. Его сердце наполняется радостью, когда о нём заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, т. к. общий принцип педагогики – единство уважения и требовательности. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Поэтому очень важно, какой тон изберёт отец в общении с детьми.

В семье требования лучше облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения бывает особенно непригоден, когда дети в подростковом возрасте. Иначе – срыв, конфликты между детьми и матерями происходят чаще, чем между ними и отцами. Эти конфликты менее болезненные, менее продолжительные.

Что же касается конфликтов детей с отцами, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. Чтобы разрешить их, требуется больше душевных усилий и времени.

Жизнь отца в семье – на глазах у детей. Они всё видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко: «Ты обманул меня. Обещал сходить на каток и не пошёл,» «Ты обещал почитать книжку, а сам…,» «Ты говоришь, чтобы я не сопел носом, а сам сопишь…» и т.д.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными, но как часто отцы забывают о том, что в основе формирования этих качеств детей находится пример родителей, особенно пример отца. Ведь не зря в народе говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает». Хотя есть исключение из этого правила.

Г. Гузь, ветеран педтруда.